На фоне кризиса Россия продолжает демонстрировать отрицательные показатели на фоне соседних европейских стран. Рост цен на продукты в нашей стране составил за 11 месяцев 16,5%. Если сравнивать с Евросоюзом, то худший показатель у Финляндии, где еда подорожала на 11%. Падение зарплат и рост уровня безработицы во многих отраслях экономики — лишь часть последствий мирового финансового кризиса, которые ощутила на себе российская финансовая система. Как стало известно, в период с декабря 2007 года по ноябрь текущего рост потребительских цен в нашей стране оказался самым высоким в Европе — 12,5%. Такие данные опубликовал Росстат. Близкие к этому и самые худшие показатели среди стран Евросоюза демонстрируют только прибалтийские государства: Латвия (10,9%), Литва (8,7%), Эстония (7,7%). Среди соседей по бывшему СССР Россию смогла перегнать только Украина, где рост этого индикатора менее чем за год составил 19,8%. Чуть лучше ситуация в Белоруссии, где потребительские цены прибавили 12%. При этом наилучшие показатели в странах Евросоюза наблюдаются в Германии (0,8%), Португалии (1,3%), Франции (1,5%), а также Люксембурге и Австрии (1,6%). В остальных 22 государствах-членах, несмотря на финансовый кризис, общий рост цен колебался от 2% в Испании до 7,6% в Болгарии. По росту цен на продукты питания Россия также занимает уверенное место антилидера на фоне стран-членов ЕС. За те же 11 месяцев в нашей стране их стоимость выросла в среднем на 16,5%. В то же время показатели повышения стоимости провианта в европейских государствах не совпадают с общими цифрами по росту потребительских товаров. Так, в наихудшем положении по данному индикатору оказалась Финляндия, где цены на продовольствие подскочили на 11%. Второе место поделили Великобритания и Литва с 10,6%. За ними следуют Латвия (9,8%) и Кипр (9,4%). Среди лидеров по низкому уровню роста цен можно выделить Германию (1,4%), а также Испанию (2,1%). Однако лучшей оказалась Чехия, где продукты не выросли, а, наоборот, упали в цене с конца прошлого года почти на 2%. Общий рост цен в данном сегменте товаров потребления по странам-членам ЕС составил 3,9%. Один из жителей Испании рассказал в интервью BFM.ru, что за последний год цены на продукты в стране практически не выросли. «Максимальный рост составил не более 5%, — считает он. — При этом средние цены, которые сейчас можно наблюдать в магазинах страны, остались почти без изменения». Сыр, по словам нашего собеседника, стоит 3-5 евро за килограмм, а колбаса от 5 до 7 евро. При этом четырехкилограммовую упаковку картошки можно купить не дороже 3,5 евро, а буханку хлеба за 0,5 евро. Традиционное для Испании столовое вино обходится покупателям в 2-3 евро за бутылку, а литр молока — около 1 евро. В тоже время бензин за последние два месяца упал в цене почти на 20%. Если раньше один литр обходился автовладельцу в 1,3 евро, то теперь он стоит 0,9 евро. В Германии же за последнее время упал в цене только бензин. Если 2 месяца назад он стоил 1,5 евро за литр, то теперь можно заправиться за 1,07—1,12 евро. Об этом BFM.ru рассказал житель Берлина Юрий Швайгердт. В городских магазинах, по его словам, сегодня самый дорогой продукт — мясо. Говядина стоит около 20 евро за килограмм. Свинина при этом дешевле — 8-9 евро за кило, а аналогичный объем куриного мяса стоит 4-5 евро. В тоже время, хлеб немного дороже, чем в Испании, — 0,8 евро, а цены на молоко вполне сопоставимы. По словам руководителя отдела анализа мировых рынков ИК «Финам» Михаила Аристакесяна, столь значительный рост цен на потребительские товары и продукты питания в России, в отличие от европейских государств, во многом можно считать следствием низкой конкуренции на рынке. Кроме того, отечественные бизнесмены, как правило, реагируют на большинство экономических изменений в стране и на внешнем рынке подъемом цен. «В нашей стране, если есть возможность продавать дороже, это будут делать до тех пор, пока есть спрос по такой цене», — отметил он в интервью BFM.ru. Эксперт предположил также, что увеличение цен как в России, так и в некоторых зарубежных странах может быть связано с неплохими показателями первого полугодия. «Не стоит забывать о временном лаге — замедлении, с которым бизнес, да и сами потребители реагируют на изменения в экономической ситуации», — подчеркнул Аристакесян. Эксперт также указал, что необходимо учитывать структуру внутреннего потребления, в которую входят товары, произведенные внутри страны и за ее пределами. В частности, говоря об Испании, аналитик сделал упор на товары сельхоз производства, которыми эта страна себя практически полностью обеспечивает. В свою очередь, управляющий партнер Stas Marketing Partners Андрей Стась выдвинул несколько предположений о том, почему товары и продовольствие в России дорожают быстрее, чем за границей. В частности, далеко не весь период за последние 11 месяцев был кризисным. «В первой половине 2008 года цены на нефть росли, а также увеличивалось благосостояние жителей страны. Такая ситуация давала предпосылки для роста цен», — рассказал эксперт BFM.ru. Кроме того, нельзя забывать и о сложностях, возникших с кредитными ресурсами. Проблема в том, что на Западе они не стали дороже, однако получить их теперь намного сложнее. При этом в России ставки повышаются. Среди причин аналитик также выделил конфликт в отношениях между производителями и дистрибьюторами: первые хотят как можно быстрее получить деньги за товар, а вторые — не стремятся их отдавать, пытаясь, в частности, получить максимум прибыли в кратчайшие сроки. Еще один из факторов, который, по мнению Стася, может давать такой рост цен — банальная жадность всех участников кредитно-производственно-торговой цепи. foto/www.uralweb.ru Источник bfm.ru |