Продажи новых машин в США упали в ноябре на 37% на фоне углубляющейся рецессии – "большая тройка" американской автоиндустрии бьет тревогу и вновь просит денег у Конгресса. Финансовый кризис шагает по планете, внося свои коррективы в мировую экономику. Еще несколько месяцев назад новости с фондовых рынков интересовали только тех, кто имел к ним непосредственное отношение (о том, что значение загадочных "индексов" отражаются на жизни любого человека, уж точно знал лишь ничтожный процент населения). Теперь же чуть ли не каждый, кто имеет доступ к Интернету, приходя на работу, первым делом проверяет индексы основных мировых рынков, которые то незначительно поднимаются, то снова падают, давая повод для продолжения тревожных разговоров в курилках. А пока мировая экономика мечется в агонии, жизнь в некоторых ее аспектах замерла – люди предпочитают пока не совершать крупных покупок, ожидая, чем же все это закончится. Взять, например, автомобильную промышленность. Ни для кого уже не секрет, что продажи автомашин резко упали, причем такая картина наблюдается по всему миру. И правда, количество тех, кто готов сейчас вложить деньги в такую серьезную покупку, значительно сократилось. Особенно это отразилось на американской автоиндустрии – продажи новых машин в США, по данным исследовательской компании Autodata, упали в ноябре до самого низкого за последние 26 лет уровня, снизившись на 37% по сравнению с тем же месяцем прошлого года. В годовом выражении в ноябре темп продаж, на уровень которого повлияли сообщения о стремительно ухудшающемся финансовой положении "большой тройки" американских автопроизводителей (General Motors, Ford и Chrysler), снижение доступности кредитов и дальнейшее падение потребительского доверия, составил 10,2 млн против 10,6 млн в октябре, 12,5 млн в сентябре и 16,1 млн год назад. Среди тройки американских производителей наибольшие потери - 41% - понес в ноябре General Motors (в октябре снижение было еще большим - 45%). Ford зафиксировал снижение на 31%, продажи Chrysler упали на 47%. В связи с этим "большая тройка" вот уже несколько недель бьет тревогу, взывая к совести и разуму американского Конгресса и пытаясь убедить его членов оказать представителям национальной индустрии материальную поддержку. Вот и накануне Ford, GM и Chrysler представили в Конгресс новые предложения по оказанию им срочной финансовой помощи на общую сумму в $34 млрд, которые предусматривают реорганизацию и консолидацию переживающих кризис компаний. В своей заявке представители GM сообщили, что для продолжения работы компания нуждается в $4 млрд государственных кредитов, причем эта сумма необходима еще до конца года. А в общей сложности крупнейший американский автопроизводитель хотел бы получить $18 млрд, что на $6 млрд больше, чем компания просила всего две недели назад. Chrysler в своей 14-страничной презентации сообщил, что нуждается в $7 млрд, причем они также требуются еще до наступления Нового года. В свою очередь, компания Ford Motor Co. предоставила в Конгресс США свой план восстановления бизнеса и запрос на $9 млрд - сообщив, однако, что, возможно, реально эти деньги ею не будут использованы. В Конгрессе же готовы выступить со встречным предложением. По данным газеты The Wall Street Journal, законодатели обсуждают с экспертами возможность заранее организованного и согласованного с кредиторами банкротства для GM или Chrysler, чтобы затем провести при поддержке государства реорганизацию и быстро вывести компании из состояния банкротства. В свою очередь, банкиры и финансовые эксперты считают банкротство лучшим способом создать меньшие по размеру, но более жизнеспособные компании. Правда, сами компании, о которых идет речь, относятся к этой идее без энтузиазма, опасаясь того, что покупатели перестанут покупать их машины. Так или иначе, предложения "большой тройки" в Конгресс были представлены, и теперь конгрессмены должны провести их оценку. Ожидается, что уже к понедельнику демократы представят для обсуждения законопроект, предусматривающий срочное выделение помощи автоиндустрии США. Напомним, что GM, Ford и Chrysler в середине ноября обратились за помощью к Конгрессу, однако тогда компании не смогли заручиться поддержкой достаточного числа законодателей, чтобы обеспечить принятие соответствующего законопроекта. Конгрессмены посчитали, что пока у "тройки" нет заслуживающего доверия плана выхода из кризиса, чтобы оправдать выделение ей денег налогоплательщиков, и дали руководителям компаний 12 дней, чтобы разработать новые предложения. В ноябре сенаторы-демократы подготовили проект закона о выделении для поддержки автопромышленности $25 млрд из реализуемой Минфином "программы спасения" (Troubled Asset Relief Program, TARP), однако против использования средств TARP на поддержку автокомпаний высказалась также действующая администрация. Стоит ли говорить, что снижение продаж в той или иной степени затронуло практически все бренды и все типы автомобилей – в том числе, и в Европе. Так, по данным Федерального управления автомобильной промышленности (KBA), продажи легковых автомобилей в Германии в ноябре снизились на 18%, что стало наиболее значительным падением в текущем году. Количество новых проданных машин составило 233,772 тыс. - это самый низкий ноябрьский показатель с момента объединения Германии в 1990 году. В свете наблюдающейся в мире сложной экономической ситуации интересно отметить, что продажи дорогих марок автомобилей - Rolls Royce, Ferrari, Mini – не только не упали, но, наоборот, в последнее время несколько выросли. Это, конечно, вряд ли означает, что скоро по дорогам основных мировых мегаполисов вместо привычных "Фордов" и "Ниссанов" будут рассекать пижоны-Ferrari, однако факт довольно любопытный, стоит для разнообразия обсудить в курилке – разумеется, после разговоров о последних показателях мировых фондовых рынков. Мария Христианова foto/www.autowp.ru Источник interfax.ru |