Финансовый кризис заставил большинство российских компаний начать политику жесткой экономии. Интернет-библиотека СМИ Public.Ru провела исследование на тему «Как бизнес будет сокращать расходы», подготовив рейтинг наиболее популярных антикризисных мер, о которых руководители предприятий заявляют со страниц прессы. Выяснилось, что о сокращении издержек и разработке антикризисных программ задумалось большинство крупных российских компаний. На первом месте почти у всех -- сокращение персонала. В фаворе также экономия на аренде и возвращение к практике централизованных поставок. Исследование проводилось Public.Ru по центральным общественно-политическим, экономическим и деловым газетам и журналам. Общее количество исследуемых источников -- 800. В процессе исследования учитывались официальные сообщения руководства компаний, комментарии экспертов, прямая речь представителей бизнеса в российских центральных СМИ. Исследование охватывало период с 1 сентября по 30 ноября 2008 года. На основе заявлений, сделанных руководителями компаний в СМИ, предпринимаемые компаниями меры по финансовой стабилизации можно условно разделить на три категории. Сократить издержки за счет персонала предполагают 63% компаний, использовать методы оптимизации бизнес-процессов планируют 17% опрошенных, удержаться на плаву за счет отказа от планов по развитию будут пытаться 18% руководителей предприятий, дававших комментарии в СМИ. Среди тех, кто пытается решить проблемы, связанные с кризисом, за счет работающего в компании персонала, об увольнении сотрудников как самом эффективном способе сократить издержки говорят 85% руководителей. Об уменьшении зарплат, вознаграждений и бонусов заявляют лишь 11%. Увольнение сотрудников, пусть и с соблюдением всех норм законодательства, остается наиболее простым, дешевым и популярным у руководителей из всех возможных способов сокращения издержек. Пытаясь смягчить непопулярную меру, компании подходят к снижению размера вознаграждения дифференцированно. О сокращениях социальных расходов на персонал (отказ от дотаций на транспорт и питание, прекращение программ медицинского страхования и профессионального обучения сотрудников) сообщают лишь около 1% компаний. Под сокращение попала и такая статья расходов, как корпоративные мероприятия, причем и корпоративные праздники, и мероприятия, связанные с продвижением услуг компании (реклама, PR-мероприятия, маркетинговые акции). О намерениях оптимизировать эту статью расходов говорит около 1,5% руководителей. Перенасыщенность рынка труда свободными специалистами дает возможность работодателям диктовать более жесткие условия соискателям. О том, что, возможно, новых специалистов компания будет брать на условиях «серой» зарплаты, открыто говорит 0,3% респондентов. Вроде бы ничтожно мало, но ведь исследовались публичные высказывания в СМИ. Сегодняшние кадровые перемены большинство специалистов считают надуманными и называют лишь предлогом, чтобы компании могли минимизировать свои расходы, в том числе за счет сокращения "лишних" сотрудников. Однако бизнес растет не от того, что сокращаются издержки, а от того, что увеличиваются доходы. Оптимизировать бизнес-процессы для сокращения издержек планируют около 17,6% руководителей, транслировавших в СМИ свои рецепты борьбы с кризисом. При этом далеко не все бизнесмены объявляют о массовых сокращениях: 51% руководителей объявляют, что набранный с перспективой на развитие персонал пытаются сохранить, сокращая рабочее время или отправляя работников в неоплачиваемые административные отпуска. Впрочем, многие эксперты считают это своеобразной мерой воздействия на работника для получения от него заявления об уходе «по собственному желанию». Значительная часть компаний, 27%, сокращая сотрудников, а также отказавшись от части бизнеса и региональных проектов, получает возможность экономить на аренде офисов и складских помещений. Первое, самое очевидное, направление -- сдача части арендуемых площадей в субаренду. Переезд с больших площадей на меньшие и в офисы ниже классом -- второе приоритетное направление. Еще одна из примет сегодняшнего времени -- отказ от планов по расширению офисных площадей и от переездов. Примечательная тенденция -- желание арендаторов получить полностью готовые к эксплуатации помещения. Никто сейчас не готов вкладывать собственные средства в отделку помещений. Одним из способов сокращения издержек порядка 6% компаний называют возвращение к менее затратным централизованным поставкам и исключают из цепочки поставок посредников, переходя на прямые контракты. В эту же категорию попадает отказ от услуг аутсорсинга. Еще одна тенденция нынешней сложной экономической ситуации -- избавление от непрофильных активов. О таких решениях, по данным исследования, заявили порядка 15% руководителей компаний. Аналитики считают подобные действия весьма разумными, и продажа непрофильных активов может стать одним из наименее болезненных способов получить деньги. К тому же, как признают большинство бизнесменов, непрофильные активы по большей части убыточны и ложатся изрядным грузом на баланс владельцев компании. Отложить на далекую перспективу планы по развитию предполагают в своих интервью и комментариях в прессе 18% руководителей компаний. В эту категорию отнесены сокращения персонала за счет отказа от вакансий (6%). Бороться с финансовым кризисом посредством сокращения производства, замораживания проектов, отказа от инвестиционных планов предполагают 94% бизнесменов. Как отмечают аналитики Public.Ru, действия большинства российских компаний по преодолению кризисных явлений пока хаотичны и не подчиняются продуманной антикризисной стратегии. О внедрении в компании «программы сокращения издержек» сообщают не более 3% компаний, еще порядка 7% сообщают о том, что антикризисные меры пока только фокусируются в единую систему и программа сокращения еще находится в стадии разработки. Ирина СКЛЯРОВА foto/www.peterburgenka.ru Источник vremya.ru |