Вслед за ноябрьским падением на 15% продаж иномарок в России трудные времена наступили для обеспечивающей отрасль инфраструктуры. Закрытие трех салонов "Инком-авто" и остановка на месяц конвейера московского завода "Автофрамос", где производится достаточно популярный автомобиль Renault Logan, — лишь верхушка айсберга. Ситуацию на рынке автомобильных автоперевозок генеральный директор «Автомобильной торговой компании» Александр Шаповалов охарактеризовал как «катастрофическую». По данным Шаповалова, объемы перевозок сократились в разы. Большие проблемы испытывают компании, использующие взятые в лизинг или частично растаможенные автовозы — их можно использовать лишь для ввоза иномарок, а не для внутренних перевозок, отмечает гендиректор АТК. Между тем, отечественные заводы, собирающие иномарки, окажутся в лучшей ситуации после повышения пошлин на ввоз автомобилей, поэтому спрос вероятен именно на транспортировку внутри страны. Напомним, новые таможенные пошлины на ввоз иномарок для юридических и физических лиц начнут действовать в России с 11 января 2009 года сроком на девять месяцев. Эксперты прогнозируют рост розничных цен на новые иномарки на 8-10%, поскольку пошлина и евросоставляющая для них вырастут на 20%. В связи с этим вероятно снижение импорта автомобилей через Калининград и Дальний Восток. Начальник Дальневосточного таможенного управления генерал-майор таможенной службы Игорь Власенко в среду сообщил журналистам: «Ввоз упал примерно на 15%, думаю, это произошло из-за финансового кризиса». Каким будет суммарное падение импорта после повышения пошлины, остается только догадываться. Некоторые компании спешат ввезти машины заранее, до праздников и вступления в силу правительственного постановления. По данным портала Infox.ru, несколько тысяч новых автомобилей Honda из-за отсутствия подготовленных площадок для хранения стоят в поле под Коломной, а доставившие их автовозы припаркованы неподалеку. В связи с падением спроса в России и затоваренностью существующих стоянок автодилеров машины некоторое время провели в финских портах Котка и Ханко, однако руководство Honda Motor Rus все-таки приняло решение о ввозе. По словам аналитика ИК "Метрополь" Михаила Пака, приведенным в статье, «в 2009 году ввоз иномарок снизится. Но произойдет это не столько из-за пошлин, сколько из-за неопределенной ситуации на рынке». С ним согласен и Александр Шаповалов — основной проблемой он считает не пошлины, а спад автокредитования: хотя покупателей машин за наличные стало больше, спрос в целом упал. Как в подобной ситуации себя чувствует рынок автомобильных перевозок? Заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто прокомментировал ситуацию так: «Продажи упали на 15%, все склады, которые только можно, забиты машинами. Что и куда везти? Крупные компании, которые занимались перевозками, накупили автовозов в расчете на растущий спрос. Конкуренция увеличится, цены должны падать. Я слышал жалобы дилеров на то, что компании дерут три шкуры. Уцелеют сильнейшие или те, кто сумеют объединить свои усилия». По прогнозу генерального директора портала Автодилер.ру Олега Дацкива, в течение первой половины 2009 года дилеры будут распродавать уже существующие на складе запасы и вырабатывать контракты, которые были запланированы на вторую половину 2008 года — соответственно, перевозки им не понадобятся. «Некоторые региональные компании уже распродают автовозы и траки, поскольку многие из них были взяты под лизинговые программы или в кредит». Что же говорят сами автодилеры? «Количество заказов на перевозку автомобилей автовозами, на мой взгляд, уменьшится на 30-60% в зависимости от того, как ситуация будет развиваться дальше. Поставки практически всегда распланированы месяца на два-три вперед, поэтому наиболее ощутимо это будет в феврале-марте 2009 года. Либо кризис усугубится, и тогда дилеры максимально заморозят ввоз автомобилей на склады, либо все устаканится», — рассказал BFM.ru руководитель отдела продаж сети автосалонов «Рикар» Ефим Зарудский. Впрочем, автоперевозки падают не только внутри автомобильной индустрии. Согласно подсчетам менеджера по маркетингу логистической компании Elfor Динары Гайнуллиной, общее снижение автоперевозок достигает 40-50% относительно аналогичного периода в прошлом году. Между тем, традиционно пик перевозок приходился именно на конец года. Мария Зотова foto/www.kolesa.ru Источник bfm.ru |