Соискателя встречают не по одежке, а по резюме. Эта визитная карточка кандидата порой может рассказать о своем авторе куда больше, чем он думает. Опытный специалист по персоналу по резюме определит и реальный уровень компетенции соискателя, и степень его откровенности, и даже некоторые особенности его характера. Из-за каких же ошибок резюме чаще всего отправляются в корзину? Об этом Bigness.ru рассказала руководитель отделения «Кадровый консалтинг» международного кадрового агентства Kelly Services Вероника Онищенко (далее В.О.). Bigness.ru: - Есть ли какие-то общие правила, как организовать резюме, чтобы оно действительно «работало»? В.О.: - Во-первых, следует отметить, что резюме у человека может быть несколько, чтобы поиск работы быстрее давал свои результаты. Одно резюме должно быть общее, которое соискатель может выкладывать в Интернете на сайтах кадровых агентств, чтобы привлечь к себе интерес разных компаний. Кроме того, соискателю рекомендуется составить и другое резюме, которое он будет отправлять на какую-то конкретную вакансию. Его мы рекомендуем адаптировать именно под ту вакансию, на которую оно направляется. Bigness.ru: - Внес ли кризис коррективы в общие правила составления резюме? В.О.: - Резюме - это очень важный момент в поиске работы, а особенно сейчас, когда соискателей много, а вакансий остается все меньше. Менеджеры по работе с персоналом ежедневно сталкиваются с огромным количеством резюме, и практически все жалуются, что некогда разбирать этот огромный поток информации. Поэтому сейчас резюме следует делать достаточно коротким, но таким, чтобы работодатель мог сразу выделить всю необходимую для него информацию и успеть заинтересоваться. Резюме – это первый барьер входа в компанию к потенциальному работодателю, поэтому сейчас гораздо важнее, чем год назад, продумать, как выглядит твое резюме. Bigness.ru: - С чего же следует начать при составлении этого документа? И какие данные в нем необходимо указать? В.О.: - В идеале, в верхней части резюме должно быть указано имя и контакты. Очень важно обратить внимание на последнее. Лучше всего в качестве телефона указать мобильный, обеспечить его работу, и, конечно, реагировать на звонки. Кроме того, следует указать e-mail, и в нем - обращаю внимание молодежи - не должно быть разных «котиков» и «заек». Взглянув на такой адрес, работодатель может сделать о человеке выводы, не соответствующие действительности. Поэтому желательно, чтобы адрес был формальным, например, фамилия или имя, пусть даже с цифрами. Далее под именем следует разместить, как мы называем, «баннер». Это блок информации о том, на какие вакансии человек претендует. Если это резюме, которое человек публикует в общем доступе, то здесь можно шире указать интересующие его вакансии. Но, тем не менее, они должны перекликаться, обладать какой-то логикой. Например, не следует писать – водитель, директор по маркетингу, торговый представитель – это будет выглядеть смешно. Если же это молодой специалист, и еще не определился, что ему конкретно интересно, то можно написать - начальная позиция в таких-то подразделениях. Дальше под заявкой, какая вакансия интересна человеку, желательно сделать самопрезентацию. То есть в 2-3 предложениях описать, чем этот человек ценен на рынке, кто он, какой у него опыт. Возможно здесь же указать пару личных преимуществ, качеств, которые человек в себе видит. Дальше идут блоки «опыт» и «образование». Их можно ставить в любой последовательности. Мы, например, в своем агентстве ставим сначала «образование», а потом «опыт». Если же у человека не совсем интересное образование («есть оно и есть»), но достаточно привлекательный опыт, то тогда графу «образование» можно приводить после «опыта». И тут еще одна из рекомендаций – американский подход к резюме. Это значит, что нужно постараться не просто сформулировать, что человек делал, а показать, чего он достиг. Указать какие-то конкретные цифры, постараться по-максимуму показать свои достижения. Например, увеличил продажи на столько-то, запустил такой-то новый продукт, написал такое-то количество статей, был награжден. Если это студент или молодой специалист, он может указать даже свои студенческие победы, потому что это определенный показатель лидерства, стремления к достижениям. Конечно, если человек выиграл олимпиаду 15 лет назад, это вряд ли кого-то заинтересует. Что касается опыта, то он должен быть хорошо структурирован. В нем должны четко вычленяться названия компаний и позиции, на которых он работал, чтобы это было видно визуально. Bigness.ru: - Весь ли опыт следует уточнять в резюме? Или все же «неказистые» работы следует скрыть? В.О.: - Наверное, если человек достиг уже высокой позиции, вспоминать, кем он работал 20 лет назад на заре своей карьеры, я думаю, не стоит. Если же соискатель студент, выпускник, человек с начинающимся опытом или вообще без опыта, будет большим плюсом указать хоть какой-то опыт, даже если это была практика, на которой ничего не платили. Все равно, это уже определенный показатель, что этот человек что-то делал и может нести определенную ответственность. Даже если он хочет сейчас работать, например, в отделе маркетинга, но до этого у него был опыт менчендайзера или официанта в Макдоналдсе, его тоже следует указать. Но есть, конечно, и такой опыт, который может принизить впечатление от человека в глазах работодателя. Например, он хочет сейчас работать в финансовой сфере, а работал в казино охранником. Такая информация, будет, мягко говоря, смотреться странно. А вот если он собрался, например, работать в ресторане, то эта же работа в казино будет для него интересным преимуществом. Bigness.ru: - Следует при указании опыта работы хитрить, приписывая себе лишние года? В.О.: - Я не могу этого рекомендовать, потому что любую информацию работодатель может проверить, и если выявится, что человек обманул, вряд ли его пожелают видеть в рядах сотрудников. Хотя, если опыт у человека был совсем короткий, например, трехдневная практика, то можно просто указать – работал май. А вот уже при встрече с работодателем на собеседовании, можно рассказать – что я работал три дня, но за это время я наладил, скажем, всю офисную технику, все сделал вовремя, и мной все были довольны. Bigness.ru: - Если человек слишком часто менял работу, отпугнет ли это работодателя? В.О.: - Зависит от ситуации. У нас студенты последнее время работают на временных проектах в разных компаниях буквально по нескольку дней. В таком случае можно просто указать – работал на временных проектах в таких-то компаниях. Если же человек уже не студент, а действительно очень часто менял работу, например, за три года семь компаний, то это действительно может смутить. Я бы рекомендовала выделить ключевые вещи. А когда работодатель на собеседовании будет задавать вопрос – чем вы занимались в промежутки, то можно будет сказать – я решил не указывать это в резюме, потому что это был короткий опыт, и я не считаю его актуальным. Bigness.ru: - Получается, что долгие перерывы между разными работами тоже опасны? В.О.: - Да. Желательно, чтобы их не было. Bigness.ru: - Стоит ли указывать знания нескольких языков, пусть даже на уровне «со словарем»? В.О.: - Вопрос в том, сколько языков ты знаешь чуть-чуть. Уровень английского в любом случае стоит указывать, потому он очень часто востребован. Ну и можно указать дополнительный второй язык, пусть даже на базовом уровне, так как это показатель, что человек стремится к знаниям. Однако если у соискателя указаны пять языков, и все на базовом уровне, это будет смешно. Bigness.ru: - Если соискатель учится в настоящее время в институте, или посещает какие-либо курсы, стоит ли это отметить в резюме? В.О.: - Если человек учится, то еще в первом баннере (на какие вакансии человек претендует) надо сформулировать, на полную или частичную занятость готов человек. Есть компании, которые косо смотрят на прием студентов - не хотят, чтобы люди уходили в долгие студенческие отпуска. Если же человек ходит на курсы, то это также стоит отметить, и вообще, полезно будет указать все дополнительное образование, которое так или иначе связано с вакансией, на которую он претендует. Конечно, увлекаться не стоит, топ-менеджеру, например, не следует указывать «курсы кройки и шитья». А вот для студента языковые или компьютерные курсы будут кстати. Bigness.ru: - А какое оформление должно быть у резюме в художественном плане? В.О.: - Для молодого специалиста мы бы рекомендовали умещать все на одной страничке. Иногда, даже у опытных людей резюме бывает чуть ли не в строчку или наоборот - на несколько страниц, тут у работодателя встает вопрос – а на сколько этот человек умеет структурировать информацию, сможет ли он предоставлять нормальные отчеты руководству? Этот документ должен быть читаемым, то есть шрифт 11-12 пунктов, мельче можно указывать неключевые вещи. Нужно продумать, чтобы оформление смотрелось профессионально, дабы параллельно продемонстрировать опыт работы на компьютере. Конечно, имя надо дать крупно, акцентировать цель и краткое позиционирование себя. Bigness.ru: - Все чаще встречаются резюме с фотографиями. Играет ли она роль для работодателя? И какие фотографии лучше размещать? В.О.: - Фотографии в резюме действительно стали встречаться достаточно часто, и это абсолютно нормальный ход. Особенно я бы его рекомендовала для молодежи. Может, для более высокого уровня это не очень принято, но все равно ничего плохого в этом нет. Фотография обязательно должна быть деловая, но может быть и «недокументной». Хотя опять-таки, если человек творческий - художник или журналист, то для них существуют немножко другие представления о том, как должен выглядеть работник. В общих чертах - фотография должна вписываться в среду, культуру, где человек ищет работу. Екатерина Евстигнеева foto/www.lifespy.com Источник bigness.ru |