Жертвами финансового кризиса, все быстрее набирающего обороты, рискуют стать не только банки, но и производители шампанского. Рождество и Новый год для виноторговцев во всем мире - горячая пора, когда зарабатывается значительная часть прибыли. Особым спросом под конец года обычно пользуется самое праздничное из вин - шампанское. Но в этом году все больше покупателей изменяет привычке отмечать праздники, откупоривая бутылку игристого. По данным Союза производителей вин Шампани, общие продажи шампанского за первые 10 месяцев 2008 года снизились на 4,9%. В октябре объем продаж упал на 16,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. Производитель шампанского Laurent-Perrier в прошлом месяце заявил о падении прибылей на 35%. Все больше виноделов отказываются от традиционной практики ежегодного повышения цен на шампанское: его становится сложно продать даже супермаркетам во время рождественских распродаж. Экспорт шампанского на многие рынки снизился более чем на 10%. Самый чувствительный удар по прибылям Шампани - падение спроса на шампанское в Америке. Но все меньше французского игристого покупают и в Швеции, Австралии и Великобритании. В компании Majestic - крупнейшем игроке на британском алкогольном рынке - продажи шампанского составляли 18% оборота. Однако в ноябре компания подтвердила, что прибыль от продаж шампанского снизилась на 6,4%. То, что шампанское покупают меньше, ритейлеры объясняют финансовым кризисом: когда все больше компаний сокращают штат, урезают бонусы и, конечно же, отменяют новогодние корпоративные вечеринки, клиентам становится не до дорогих вин. "Раньше корпоративные клиенты заказывали у нас много дорогого шампанского для вечеринок или закрытия сделок. Сейчас же, даже если у людей есть деньги, они стараются не слишком вызывающе их тратить во время рецессии", - сказал управляющий лондонского виноторгового магазина Theatre of Wine Джон Джексон в интервью BBCRussian.com. По его словам, период между Рождеством и Новым годом станет во многом смысле решающим для винной индустрии в Британии. В особенно сложном положении окажутся большие магазины. Их затраты увеличились из-за недавнего повышения налогов на алкоголь. В то же время как прибыли супермаркетов падают, так как в попытке привлечь покупателей скидки на вина, в том числе и шампанские, приходится делать все больше. Результат - возможность купить под конец года шампанское по цене себестоимости, а то и ниже. Сами виноделы Шампани стараются сделать хорошую мину при плохой игре, объясняя нынешний спад продаж невозможностью удерживаться на уровне успешного 2007 года, когда прибыли составили рекордные 4,5 миллиарда евро за 338 миллионов бутылок. На фоне падающего спроса в Европе и США французские производители надеются на новые развивающиеся рынки - в том числе и Россию. "Убытки в некоторых странах, например, Америке, компенсируются поставками в такие страны, как Россия, Китай, Бразилия, Мексика и многие другие страны. То, что делает бизнес по производству шампанского менее уязвимым перед лицом кризиса - это то, что мы не кладем все яйца в одну корзину", - сказал в интервью агентству Рейтер представитель Союза производителей вин Шампани Даниэль Лорсон. "Повод потратить последние деньги" Но в России оптимизм французов разделяют не все. Многие дистрибьютеры пока не спешат называть даже примерные цифры продаж шампанского за этот год. Екатерина Кин, брэнд-менеджер шампанских вин российского представительства компании Pernod Ricard (марки шампанского Mumm и Perrier-Jouet) считает, что "катастрофы нет", но "до Нового года рано делать выводы - как отрицательные, так и положительные". Директор по маркетингу российского представительства компании Hennessy, входящей в состав группы LVMH (брэнды Moet & Chandon, Dom Perignon, Veuve Clicquot, Ruinart) Жоэль Ламбер признает, что "с наполеоновскими планами, которые были до сентября-октября, придется расстаться". Как сказал Ламбер в интервью BBCRussian.com, "первые полгода 2009 года будут сложными для всех дистрибьюторов", однако, в отличие от Европы, в России не стоит ожидать больших скидок на шампанское. "Экономическая ситуация в России сейчас сложная, как и везде, но все прогнозируют, что русские будут отмечать Новый год с французским шампанским, несмотря ни на что", - уверен Ламбер. "Французское шампанское" для России - это в значительной степени коммерческий гигант Moet & Chandon, продажи которого, по данным Moet Hennessy, в этом году составили около 300 тыс. бутылок. От лидера серьезно отстают вина шампанских домов Veuve Clicquot и Ruinart с продажами в 150 тыс. бутылок. Еще больше разрыв в уровне продаж с шампанским категории "престиж" Dom Perignon, только 30-40 тыс. бутылок которого купили россияне. Пока продажи шампанского в России могут только расти Жоэль Ламбер, директор по маркетингу российского представительства компании Hennessy Статистика подтверждает шутку о том, что вдова Клико продавала в Россию больше вина в XIX веке, чем сейчас. Но именно в зачаточном состоянии спроса на шампанское и есть один из плюсов российского рынка. "Пока продажи шампанского в России могут только расти, в отличие от коньяка. Мода на это вино здесь только формируется, так что теоретически для Шампани расцвет еще впереди. Хотя, конечно, если будет жуткий кризис, то пострадают все", - полагает директор по маркетингу Hennessy. Главный редактор российского журнала "Магнум" Игорь Сердюк считает, что по итогам года падение продаж до 30% ждет шампанские вина средней ценовой категории, не входящие в первую пятерку наиболее известных брэндов. По мнению Сердюка, на российском рынке шампанского произошло не общее падение, а перераспределение внутри рынка. Представители среднего класса, которые раньше могли позволить себе шампанское, теперь переходят на просекко и каву - более бюджетное игристое из Италии и Испании, или даже вино российского производства. Те же, кто привык к шампанскому, пока не готовы от него отказаться даже в силу чисто психологических причин. "Кризис начался у нас совсем недавно, а Новый год - традиционно повод потратить последние деньги", - объясняет редактор журнала "Магнум" мотивы соотечественников, наперекор всему встречающих праздники с шампанским. Альвина Харченко foto/www.shampanskoe.info Источник bbc.co.uk |