Финансовый кризис вносит коррективы в ход аукционов "Русской недели" в Лондоне. Коллекционеры стали заметно осторожней делать покупки и меньше обращают внимания на лоты так называемой средней категории. Однако за шедевры они еще готовы бороться. Сегодня - второй день продаж русского искусства в Лондоне. С молотка должны уйти эротические рисунки Сомова, картины Клодта, Левитана, императорские подарки, изделия Фаберже, мебель русского ампира. От этих торгов в Лондоне не ждут рекордов. Даже не смотря на то, что они - одни из самых крупных в истории продаж произведений русского искусства. Около трех тысяч лотов выставили четыре британских аукционных дома. Первый день оказался неудачным для домов Кристис и Бонемс. Последний ограничился только одним большим аукционом, но и он оказался провальным - говорит эксперт Business FM по арт-рынку Дмитрий Буткевич: "Бонемс, собственно этим начинает и заканчивает для себя русскую неделю. Продано всего 30 процентов лотов. Для русского рынка это какие-то значения начала 90х. Давно такого не было. И ничего выдающегося показано не было. Народу на самом деле столько, сколько было и раньше, все те же самые лица. Но они в основном присматриваются, во что вкладывать деньги. То есть вот так чтобы люди были готовы брать за любые деньги, как это было полгода - год назад, такого нет". То, что русские коллекционеры, вдруг начали экономить, заметили и в доме Кристис. Участники первого дня торгов фактически проигнорировали ключевой и самый дорогой лот - супницу Фаберже, которая в разное время принадлежала Екатерине второй и князю Потёмкину. Лот оценивался организаторами в миллион долларов, однако коллекционеры отказались дать за него и половину этой цены. Супница осталась без покупателя. Однако, перед шедеврами живописи коллекционеры явно не устоят и будут бороться, хотя и не слишком активно - уверен владелец галереи "Богема" и участник лондонской русской недели Александр Хочинский: "Битвы нет практически ни за что, кроме вот совсем-совсем хороших вещей, для хороших вещей никакого кризиса не существует. Шедевры уходят очень дорого, бьются за них. Средние вещи с высокими оценками могут быть вообще даже не проданы, а хорошие вещи будут уходить близко к нижнему эстимейту. Рекордов никаких не может быть сейчас, но важно же не рекорды, а важно, что рынок скорее жив, чем мертв". У аукционных домов есть время наверстать упущенное. Кристис еще не выставил свои ордена и оружие русских великих князей, и старинную мебель русского ампира. А дому МакдУгалс предстоит блеснуть работами Левитана, Клодта и уникальной коллекцией ста двадцати двух эротических рисунков Сомова, которые оцениваются в 4,5 миллионов долларов. Впереди еще три торговых дня. По итогам "Русской недели" эксперты рассчитывают понять, как будет развиваться рынок российского искусства в ближайшие полгода-год. foto/www.usyd.edu.au Источник prime-tass.ru |