Времена настали непростые — даже Деду Морозу пришлось потуже затянуть кушак: бюджетное финансирование проекта, связанного с именем главного символа Нового года, было пересмотрено в сторону уменьшения. Любопытно, но для некоторых нынешние трудности — урожайная пора: и работы невпроворот, и прибыли растут. Антикризисная композиция It’s a crisis party гуляет по Интернету. Ловец настроений, драматург Евгений Гришковец таким образом решил выразить свое раздражение: все, что он слышит вокруг, — разговоры о кризисе. Евгений Гришковец, драматург: «Кто-то находится в постоянном ожидании того, что вот сейчас его накроет. Кто-то уже отчаялся. Но просто само нытье — это как-то так нехорошо. Переживали более суровые испытания и как-то выходили из этого. По крайней мере, без такого количества нытья». Реальность, данная в ощущениях. «Кризиса неявные черты» на минувшей неделе проступали непредсказуемым образом. В Питерском ресторане завели «антикризисное меню»: бутерброды со шпротами, кисель, «макароны по-флотски». Цены рассчитаны до копеек. Эдвард Биндерс, директор ресторана: «Кризис диктует свои условия и учит нас жить максимально рационально. И для этого все цены в нашем меню рассчитаны вплоть до копеек». Пятница. Казанский вокзал. Поезд Москва — Душанбе штурмуют пассажиры. «Гастарбайтеры потянулись на юг, верная примета», — говорят знатоки трудовых миграций. С ними спорят продавцы дорогих телефонов «Верту» (Vertu): 11 тысяч евро за трубку, а покупателей не стало меньше. Покупатель: «Кризис кризисом, а на Новый год подарки покупать надо». То же самое в автосалонах. Наплыв посетителей, дорогие машины по-прежнему нарасхват. Покупатель: «Я долго планировал, что купить, а кризис подстегнул». Какой-то потребительский заговор, словно мировой кризис россияне решили не признавать. Зато на черном рынке фальшивых документов настоящий бум на справки о беременности. Россиянки страхуются от возможных увольнений, покупая по несколько, на все случаи жизни. Между тем в группе риска действительно оказался «офисный планктон», рядовые сотрудники контор. Об этом предупреждают специалисты по массовым увольнениям — аутплейсменту. Есть такая профессия — зачищать штаты, и на эту услугу в последний месяц особый спрос. В заявке: «Требуется сократить полторы тысячи человек». Наталья Киршева, бизнес-консультант: «Способность договариваться с профсоюзами и органами власти. Работа с психологической травмой». Уволенным пытаются объяснить: «Кризис — это возможность!» Найти новое занятие или даже повысить зарплату. Наталья Киршева, бизнес-консультант: «Очень часто люди работают по инерции в той организации, к которой они привыкли. Они даже не знают, сколько они стоят на рынке труда, они не знают даже, что зарплаты выросли, например, а его эксплуатировали». Россияне расслабились и разучились искать работу, жалуются рекрутеры. На самом деле в стране по-прежнему ищут специалистов — днем с огнем. Алексей Захаров, президент кадрового агентства: «Вакансии с зарплатой 600 тысяч рублей в месяц, 500 тысяч рублей в месяц. То есть продолжают искать высокооплачиваемых сотрудников, их достаточно много». «Нет худа без добра, экономика избавляется от жирка», вторят в магазинах готового бизнеса. В поисках наличности предприниматели стали распродавать все лишнее, «непрофильные активы». Дмитрий Шишкин, директор компании по продаже готового бизнеса: «Автобизнес, ресторанный бизнес, торговые компании, какие-то небольшие производства, типографии — такого характера». Одна из экзотических продаж — частный вуз, дышавший на ладан. Считается, что покупают те, кто делом будет действительно заниматься. Новое — это забытое старое, помноженное на Интернет, решил Герман Стерлигов и начал создавать глобальную бартерную сеть, которая окутает мир, погрязший в неликвидности. Герой лихих 90-х и основатель знаменитой когда-то товарной биржи «Алиса» последние годы жил затворником. И вот вышел из леса — спасать Россию. Герман Стерлигов, предприниматель: «Мы часть денег заменяем компьютерной сетью, специально под это заточенной. Какой же это каменный век? Каменный век — это деньги. А вот это — современность и будущее». «Компьютер будет создавать цепочки натурального обмена, к которому все скоро вернутся», — считает бизнесмен. Охранники пойдут пахать землю, а фотомодели — в доярки. Николай Усков, главный редактор журнала GQ: «Гламур уже давно обмельчал, еще до кризиса, но это была некая смена век. Сейчас вектор к некоей новой скромности, я думаю, усилится». На самом деле изменения только стилистические — просто глаза устали от блеска, полагает знаток глянцевой жизни. Новый лик сверхпотребления. Николай Усков, главный редактор журнала GQ: «Вы что — всерьез думаете, что Олег Дерипаска практически на грани разорения? „Минус олигарх“, как сейчас говорят… Что он будет пить молдавское вино и ездить на метро?» Что изменилось — так это рынок корпоративных концертов. Он практически рухнул, подмечают знатоки. Ирина Мастеркова, организатор корпоративных праздников: «Двойников хороших, например, сейчас очень модно нанимать. Те компании, которые „не тянут“ нанять звезду, нанимают двойника звезды. И самые востребованные двойники — это Алла Пугачёва и Сердючка». «Праздник без бонуса» — победнее, но подобрее, считает промоутер Андрей Фомин. Андрей Фомин, промоутер: «Нету такого — „бабла на ветер“. По моральным принципам. Людям урезали зарплату, людей уволили, а мы что здесь — гуляем, корпоратив? То есть не из-за того, что денег нет, а из-за того, что кризис. Кто-то страдает, а мы будем гулять?» На Рублёвке кризис еще не реальность, но уже миф. И источник вдохновения в подпольных поэтических клубах. Всеволод Емелин: «Где был пир, там гроб хрустальный. Эксклюзивного дизайна. Вдруг в банкетном зале вылез. Пусть сильнее грянет кризис!» Поэт-буревестник провозглашает конец эпохи нефтяного шика и считает, что кризис — как буря приведет к очищению атмосферы. Поэтам это простительно. Алексей Кондулуков foto/www.photosight.ru Источник news.ntv.ru |