Для туристического бизнеса, избалованного в последние годы вниманием потребителя, наступают нелегкие времена. По заявлению президента Российского союза туриндустрии (РСТ) Сергея Шпилько, спрос на туристические услуги уже сократился на 30%. Первый удар по бизнесу туристических компаний нанес летний рост цен на топливо. Затем начинающийся экономический кризис поубавил у россиян желания тратить деньги на отдых за границей. Наконец, неприятным сюрпризом для отрасли стали политические беспорядки в Таиланде. Впрочем, как раз Таиланд, с его периодически повторяющимися бархатными революциями, наверное, меньше всего повредил отечественной туриндустрии. Несмотря на то, что из-за выступлений местной оппозиции в Бангкоке застряли около 300 тысяч иностранных туристов (в том числе и граждане РФ), наши соотечественники не намерены отказываться от поездок в эту страну. Вызвано это не беспечностью или отвагой. Просто основные российские перевозчики «Аэрофлот» и «Трансаэро» доставляют туристов не в тайскую столицу, где происходили «революционные» события, а в весьма отдаленный аэропорт в Утапао, который гораздо ближе к популярным курортам. В результате многие российские туристы узнавали о беспорядках только из выпусков теленовостей. Со вторника же, после отстранения от власти правящей партии и возобновления работы столичного аэропорта, Таиланд вовсе перестал быть проблемным направлением. Куда большими проблемами отдельным компаниям и все отрасли грозит набирающий обороты экономический кризис – реальная причина спада в отрасли. Еще в середине осени отраслевые эксперты констатировали заметное – на 30-50%, падение спроса на новогодние туры. Это касалось как теплых стран, куда отправляются любители пляжного отдыха, так и горнолыжных курортов. Правда, как и предполагали операторы, к началу декабря количество желающих встретить Новый год за границей выросло – из-за нестабильной экономической ситуации потенциальные клиенты уже не рискуют, как прежде, покупать путевки за несколько месяцев, а приобретают их непосредственно перед поездкой. Правда, и с новогодними турами не все гладко. Если верить представителям РСТ, сохраняется, например, устойчивый спрос на горнолыжные курорты Австрии и Швейцарии (сюда едут отдыхать богачи люди), а бюджетные направления - традиционные горные курорты Балкан - «просели» на 10-30%. Путевки в жаркие страны тоже раскупаются не ахти – по некоторым направлениям цены продажи снизились чуть ли не вполовину. Турфирмы снижения цен не констатируют, а наличие дешевых путевок объясняют проведением маркетинговых акций. Как бы то ни было, по многим пляжным направлениям, например оп Египту, стоимость декабрьских туров соответствует их стоимости восьмимесячной давности. Разумеется, это не касается так называемых новогодних туров с датой заезда с 25 декабря, стоимость путевок растет примерно на $100 в день. Насколько серьезно кризис отразится на туристической отрасли, станет ясно к началу весны 2009 года. Пока ситуацию на рынке сами операторы оценивают как ожидание. Операторы ждут, сколько клиентов придет за путевками, как отреагируют на снижение туристического потока перевозчики и владельцы отелей. Такая выжидательная позиция вдет к кризису так называемых «глубинных» продаж, ведь клиенты турфирм старались приобрести путевки за два-три месяца до намеченной поездки, а туристические компании привыкли выкупать авиабилеты и места в гостиницах за полгода. Представители организаций, защищающих права туристов, полагают, что кризисная ситуация в конечном счете может оказаться на руку потребителю: произойдет консолидация рынка, кризис устранит множество мелких и неэффективных компаний, которые порой и создавали проблемы своим клиентам, останутся лишь самые эффективные, предлагающие наиболее конкурентоспособный продукт. Влад Гринкевич foto/www.internovosti.ru Источник rian.ru |