Надо быть либо сумасшедшим, либо везунчиком, чтобы запускать проект в такое лихое время, думает большинство. Но есть эксперты, считающие, что на рынке стартапов кризис сказывается позитивно За пять лет работы в инвестбанке в Лондоне Анна Чапман, основатель первого российского вертикального поисковика по недвижимости Domdot.ru, пришла к выводу, что лучшее развитие ее карьеры — стартап в России. В конце лета 2008 г. бизнес-ангелы инвестировали в проект порядка миллиона долларов. В сентябре проект был запущен. Но кризис ударил по девелоперам и риэлторам, на основную прибыль от которых был рассчитан стартап. «Не все из задуманного удастся сохранить, — расстроена Чапман. — Мы не планировали зарабатывать на стандартной банерной рекламе, не хотели брать деньги “за клик”. Это устаревшие технологии. Но единственный рекламный ресурс, который девелоперы сейчас, судя по всему, готовы оплачивать, — спецпредложения в онлайне. На данном этапе мы поперек рынка не пойдем и будем, как все, предлагать такую возможность. Хотя изначально планировали, что риэлторы будут платить только за результат: конкретные звонки и заявки клиентов». Новшества еще выстрелят после кризиса, надеется предпринимательница. «Стартап в условиях кризиса — это движение против тенденций рынка, — убежден финансист Евгений Бернштам, запустивший в октябре новый проект “Универсальная подарочная карта Бум”, в который он и его партнер вложили $6 млн. — Но сворачивать проект мы не будем. Хотя основной сегмент, на который рассчитывали изначально, — корпоративные продажи — сейчас полностью нивелировался в связи с сокращениями бюджетов предприятий на представительские подарки, мотивационные программы и сувенирку. Основной упор теперь делаем на построение карточной дистрибуционной сети. Пересмотрели бизнес-план, увеличив инвестиции в маркетинг. Будем делать ставку на интернет-продвижение, хотя изначально его в маркетинговой стратегии вообще не было». Рынок замер «В 1998 г. выиграли компании, вышедшие на рынок с импортозамещающей продукцией. И многие стартапы того кризиса выросли в успешные процветающие компании. Я регулярно встречаюсь с банкирами, которые уверяют меня, что и сегодня готовы кредитовать производственный бизнес, хотя отбор проектов ужесточился. Более того, в сложных условиях именно стартапы могут найти себя, у таких компаний меньше издержки», — полагает Наталья Золотых, вице-президент общественной организации по поддержке малого и среднего бизнеса «Опора России». «Сейчас самое худшее, что рынок замер. У нас есть 20 месяцев, чтобы выйти на окупаемость, но из-за кризиса сроки будут корректироваться. И хотя мы получили инвестиции в полном объеме, я понимаю, что надо экономить. Если в ближайшие полгода клиенты ничего не заплатят, ситуация будет страшная. В августе наша компания оценивалась на 100%, а сейчас — не больше чем на 30%, и это для нас, учредителей, катастрофа. Обидно, что пришлось сократить людей, которых я так долго искала», — сетует Чапман. Очищение кризисом Максим Каримов, управляющий директор инвестиционной группы e-Trust, утверждает, что на рынке стартапов кризис сказался позитивно, вызвав общее обострение конкуренции: «Обстоятельства заставляют людей активно действовать, рынок становится более восприимчивым к инновациям. Я ожидаю, что кризис почистит рынок от неадекватных стартапов, но в целом увеличит и количество проектов, и их качество. Рост числа обращений в моем почтовом ящике тому подтверждение». По мнению Каримова, кризис противоречиво сказался на всей венчурной индустрии: «С одной стороны, сложнее стало выйти из стартапов, особенно если выход планировался через IPO или финансового институционального инвестора (паевые фонды и т. п.). Вместе с тем кризис существенно подорвал веру инвесторов в надежность и ликвидность традиционных активов (акции, облигации, золото, недвижимость), их риски сблизились с рисками инвестиций в венчурные проекты, а потенциальная доходность осталась на прежнем уровне». Не в теплице Алексей Макурин, учредитель новой студии флористики и фитодизайна «Счастливый букет», пережил уже не один кризис и удостоверился, что «идеальных моментов для начала бизнеса нет». По его мнению, стартап всегда набор удачных и неудачных обстоятельств, шаг в неизвестность и главное — психологически настроиться на трудности, дискомфорт и снижение доходов. «Мне кажется, предпринимателям, подобным мне, сейчас в чем-то проще, чем владельцам компаний с историей и менеджерам, попавшим под увольнения. В отличие от них я ничего не потерял. А к риску потерять деньги, вложенные в новый бизнес, подготовился заранее», — говорит бизнесмен. Для себя Макурин решил, что в условиях кризиса надо не метаться, хотя и пришлось пересматривать ценовую политику. Изначально «Счастливый букет» задумывался как флористический бутик, предлагающий дорогие букеты, но уже в начале октября коллекцию переоценили. «Изменилось еще одно: прогноз продаж на 2009 г. Его пришлось заметно уменьшить, — констатирует Макурин и принимает парадоксальное решение увеличить инвестиции в проект: — Я увидел, что для стартапа экономия на ключевых сервисах и специалистах губительна. Особенно в период кризиса, когда осложняются условия конкуренции». foto/www.rabotavwww.narod.ru Источник vedomosti.ru |