В конце 1997 года и начале 1998 года Россия испытала 2 шока - экзогенный (кризис доверия, вызванный азиатским кризисом) и эндогенный (правительственный кризис марта 1998 года, преодоленный только к 24 апреля). Постоянное ухудшение ситуации со сбором налогов, происходившее несмотря на все усилия исполнительной власти по повышению собираемости наличными деньгами, а не зачётами, товарными поставками и т.п., приводило к постоянному росту государственного долга. Реальные процентные ставки оставались высокими, что было необходимо для привлечения ресурсов для обслуживания государственного долга и для поддержания курса российского рубля. Это замедляло экономический рост и свидетельствовало о потенциальной неустойчивости российской финансовой системы перед лицом резко меняющегося настроения международных рынков капиталов. Дисбаланс выражался также в преобладании операций с финансовыми капиталами над операциями с промышленными. Концентрация финансового капитала на рынке государственного долга, привлекаемого высокими процентными ставками, падение конкурентоспособности национальных производителей из-за завышенного курса рубля создали предпосылки для валютно-долгового краха. 2 декабря 1997 года ЦБ РФ второй раз в декабре поднял процентные ставки, отказавшись от удержания курса российской валюты и российских облигаций посредством прямых рыночных интервенций. Это изменение последовало за объявлением Мирового Банка и МВФ о готовности предоставить кредиты на сумму около 2 млрд. долларов до конца 1997 года для сбалансирования государственных финансов. Ставки ломбардных кредитов ЦБ РФ были подняты до 36% годовых (ранее они составляли от 22% до 28% годовых в зависимости от срока кредитования). Последовавшие затем решения мировых финансовых организаций о предоставлении кредитов позволили России сдержать первую волну кризиса, пришедшуюся на декабрь 1997 года. Однако, вторая волна кризиса, последовавшая в конце мая 1998 года, потребовала жёстких финансовых мер, направленных на сдерживание спекулятивной атаки на российский рубль. 27 мая 1998 года ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования коммерческих банков с 50% до 150% годовых. Доходность государственных ценных бумаг поднялась до 80% годовых. Принятое 13 июля 1998 года решение МВФ о начале программы кредитования России размером в 22.6 млрд. долларов, рассматривавшееся многими аналитиками как завершение российского финансового кризиса, только отсрочило коллапс российской финансовой системы, который получил своё оформление 17 августа 1998 года. В этот день правительство (а) установило коридор колебаний рубля от 6 до 9.5 рублей; (б) реструктурировало краткосрочные ГКО (с погашением до 31 декабря 1999 года) по схеме, которая должна быть объявлена позднее; (в) объявило 90-дневный мораторий на операции капитального характера, который был также использован российскими финансистами как основание для приостановки исполнения обязательств по форвардным контрактам доллар/рубль. После решений 17 августа 1998 года валютный курс рубля оказался под спекулятивным давлением всех участников рынка – институциональных инвесторов, банков, финансовых компаний. Отказ от обслуживания внутреннего долга оказал на валютный рынок большее влияние, чем расширение валютного коридора, так как означал неспособность денежных властей удерживать финансовую ситуацию под контролем. В результате через три недели после объявления о девальвации и замораживании государственного долга доллар стоил более 25 рублей, при этом цены отдельных сделок доходили до 30 рублей. Это означало потерю рублём до 75% своей стоимости (считая от уровня 25.50 рубля, на котором рубль впервые стабилизировался после панических сделок). Причины кризиса Российский финансовый крах - это следствие фундаментально искажённой структуры российской экономики. Эта структура в трудах иностранных учёных получила название «виртуальной экономики». Непосредственные причины финансового кризиса заключаются в большом дефиците государственного бюджета и неспособности государства обслуживать долг, особенно краткосрочный. На бюджетный кризис наложился кризис платёжного баланса – к началу 1998 года Россия впервые за время реформ (с 1992 года) столкнулась с дефицитом по текущим операциям, составившему, по данным Центрального Банка РФ, к концу первого квартала – 1,6 млрд. долл., к концу второго – 4,2 млрд. долл. Причины кризиса сводятся к трём основным: (а) отсутствие широкой политической поддержки действий правительства, направленных на преодоление кризисных тенденций; (б) неспособность покрыть разрыв между государственными доходами и расходами, что привело к неполной финансовой стабилизации, обеспечивавшейся накапливанием государственного долга (постоянные эмиссии ГКО для покрытия выплат по предыдущим выпускам при одновременном принятии дефицитного бюджета на фоне стагнирующей экономики), ставшим в итоге главной причиной финансового краха; (в) отсутствие структурных реформ в промышленности и сельском хозяйстве. Последнее является главной причиной накапливания финансовых диспропорций. Основное отличие российской экономики от экономик других стран заключается в фундаментальном различии их производственных структур. Несмотря на присущую и Юго-Восточной Азии, и России слабость и непрозрачность финансового сектора экономики, а также запутанность и отсутствие прозрачности в организационных формах предприятий, в фундаментальных причинах их кризисов есть существенное различие: в Азии наблюдался фактически кризис перепроизводства товаров, в принципе имеющих спрос на рынке при конкурентоспособном обменном курсе; в России только пищевая промышленность в состоянии реально конкурировать с иностранными производителями. Учитывая, что даже при переоценённом рубле – по расчётам журнала «Эксперт», российский рубль был переоценён начиная с конца 1995 года (при «нормальной» ситуации валютный курс рубля должен превышать ППС в 2 раза, тогда как с конца 1995 г. это соотношение было меньше 1,6), – Россия сохраняла положительное сальдо баланса по текущим операциям, отсутствие конкурентоспособных на мировом рынке производителей конечной продукции следует признать основной причиной макроэкономического дисбаланса. Производство товаров, создающее стоимость только на бумаге, приводит к бартерной и другим неденежным формам расчётов и неплатежам вследствие завышенности цены товара. Кроме того, такое производство базируется на перекрёстном субсидировании различных секторов экономики: население пользуется заниженными тарифами на коммунальные услуги, в то время как промышленность вынуждена соглашаться на высокие цены на электроэнергию, которые впоследствии включаются в цену готовой продукции. Согласие покупателей платить завышенную по причине описанной выше ценовой дискриминации цену приводит к их неспособности рассчитываться деньгами, а не денежными суррогатами, так как реализовать товар за деньги можно лишь по рыночной цене, которая ниже запрашиваемой производителем. Отсутствие жёсткого закона о банкротстве, в соответствии с которым оно должно начинаться при первых признаках неспособности предприятия отвечать по своим долгам в денежной форме, можно считать одним из важнейших институциональных условий существования «виртуальной» экономики. До тех пор, пока экспорт энергоносителей, других видов сырья и ограниченной группы готовых товаров и полуфабрикатов обеспечивал положительное сальдо торгового баланса, такая экономика могла существовать. Падение цен на сырьевые товары вследствие азиатского кризиса 1997года, физический рост экспорта конкурентоспособной группы товаров (сырья) и рост импорта при завышенном курсе рубля привели к уменьшению положительного сальдо текущих операций России, а также к появлению отрицательного сальдо, составившего к началу июля 1998 года 4231 млн. долларов, или 2.2% ВВП. Кризис 17 августа 1998 года продемонстрировал финансовую уязвимость «виртуальной» экономики, в которой поставщики сырья фактически финансируют неэффективное из-за ценовой дискриминации производство. Последствия кризиса После 17 августа 1998 года Россия испытывает глубокий экономический кризис, характеризующийся следующими чертами: (а) отсутствие доступа на международный рынок капиталов; (б) неплатёжеспособность банковского сектора; (в) бюджетный кризис вследствие неэффективного сбора налогов и увеличения государственных расходов; (г) риск приостановки или полного отказа от структурных экономических реформ; (д) риск социальной нестабильности, вызванный инфляционным уменьшением реальных доходов населения. foto/www.faito.ru Источник bullion.ru |