Журналисты не доверяют статистике, весь декабрь "Известия" сами следили за ростом цен на еду. Наблюдения позволили сделать выводы. Первый: кризис пока не сказался на ассортименте. Второй: нет никакой стабильности в этой сфере. Чем "народнее" торговая точка, тем больше ее лихорадит. Третье: вопреки здравому смыслу, москвичи сохраняют приверженность уличной торговле Измеряли предновогоднюю инфляцию так: раз в неделю фиксировали ценники на одни и те же продукты в трех московских торговых точках: дешевом сетевом магазине, крупном супермаркете и на рынке у метро. В недорогом супермаркете покупатели затариваются повседневной снедью: молоком, батонами, крупами и консервами. На них цены стабильны. Но вот "рост тарифов" на мандарины происходит рекордными темпами. Накануне выходных их продают по 75 рублей. Хотя еще четыре недели назад за кило мандаринов из той же партии просили всего 39 рублей - то есть рост цен превысил 60%. В дорогом супермаркете лежат абхазские мандарины по 102 рубля. Скандально высокая цена. Но их все равно берут. В итоге в субботу цена на них скакнула до 117. На возмущенный вопрос к менеджеру: "почему так дорого берете?", логичный ответ: "это не мы дорого берем, это вы задорого берете". Крыть нечем. Рынок оказался самым непредсказуемым И это, впрочем, вполне соотвествует заявлениям столичного потребрынка, который намерен перевести москвичей с улиц в цивилизованные торговые сети - цены там не ниже, проверено. Но что самое интересное - цены на импровизированных прилавках растут просто на глазах, но рынок все равно ломится от покупателей, торговки жалуются на такой аншлаг и ведут себя вызывающе. Покупатели терпят и стоят в очередях. Иначе как российским менталитетом это объяснить нельзя. Свежее отечественное (в чем можно сомневаться) куриное филе с начала декабря подорожало со 140 рублей за кило до 170. Любое мясо уже не опускается ниже 280, хотя еще месяц назад можно было торговаться за 200. Мандарины тоже "кусаются" - в начале декабря их продавали за 50 рублей, сегодня 80 - только с помятыми боками. Постоянная смена ценников - обычное дело, просто мы не всегда это замечаем, говорят эксперты по ритейлу. И правда, в предновогодней суете мало кто заметил, что подорожали крупы - по ряду наименований до 10% только за декабрь. В розничной торговле продуктами наиболее четко работает принцип - спрос диктует предложение и, следовательно, цены. Пример с абхазскими мандаринами очень показателен: раз их сметали по 102 рубля, они закономерно подорожали сразу на 15%. Кстати, вопиющей разнице цен в магазинах премиум-класса и эконом-магазинах есть не только одно простое объяснение: накрутка оптовых цен. "Дешевые" существенно экономят на качестве товара, хранения, выкладки. А даже самые "дорогие" всегда имеют на полках набор дешевых вариантов. Скажем, яйца, мука, хлеб, конфеты, алкоголь. Кстати, делается это не для привлечения бедных, как может показаться, а для сохранения старых клиентов, которым иногда приходится экономить. В наступающем году это станет особенно актуально. foto/www.obzor.ua Источник newsmsk.com |