В компаниях по всему миру растет воровство: выясняется, что преступления часто совершают сотрудники, считавшиеся надежными, а виноват экономический спад. Россияне подобных тенденций не замечают. Или просто привыкли, пишут "Ведомости". Недавнее исследование американского Института корпоративной производительности показало, что работодатели наблюдают рост внутренних преступлений - от фиктивных торговых сделок и незаконных откатов до кражи офисного оборудования и розничной продукции, предназначенной для продажи клиентам. Работодатели подозревают, что сотрудники воруют, дабы справиться с финансовыми трудностями дома или предвидя увольнение. В октябре бухгалтер нью-йоркского брендингового агентства 321 Takeoff Inc. заподозрил неладное, после того как сотрудник, который обычно подавал еженедельный отчет о расходах примерно на 80 долларов, стал указывать 120 долларов. Алона Фромберг-Елкаям, его президент, начала расспрашивать сотрудника, но ответы получила невнятные. И тогда этот сотрудник, дизайнер среднего уровня, был уволен. Кражи случаются и в хорошие времена, говорит Боб Зирк, вице-президент по кадрам подразделения компании Black & Decker Corp., занимающейся инструментом и товарами для ремонта, но такие случаи "происходят все чаще в сложных экономических условиях". Хотя Зирк и не заметил роста воровства среди сотрудников на производстве, за свою 32-летнюю карьеру в кадрах он сталкивался с ним в других компаниях в предыдущие экономические спады. Работодатели становятся мишенью, потому что работники "знают их системы, методы контроля и слабые места и у них есть возможность дождаться подходящего момента", говорит Марк Дойл, президент компании Jack L. Haynes International Inc., - поставщика услуг по предотвращению краж на рабочем месте, - которая расположена в Фрутлэнд-Парке, штат Флорида. "Эти люди, имеют доступ к информации, позволяющей им совершить преступление", - рассуждает он. Их преступления - обычно кража небольших сумм денег в течение долгого времени - часто остаются незамеченными, пока не наступает экономический спад, добавляет он, потому что именно в это время компании начинают считать копейки. Поскольку воровство на рабочем месте иногда остается незамеченным, неясно, насколько усугубилась проблема сейчас по сравнению с более благоприятными временами. Но, по данным Jack L. Haynes International, кражи со стороны сотрудников в розничном секторе растут ежегодно с 2003 года. Опрос, проводившийся компанией в начале 2008 года, показал, что 24 крупные розничные компании, в которых работает более 2,3 млн человек, обнаружили, что в 2007 году примерно каждый 28-й сотрудник был задержан за воровство, что почти на 18% больше, чем в 2006 году. В России не надеются на уважение сотрудников к частной собственности, защищаясь спецаппаратурой "Человек, не склонный к воровству, не будет брать чужого ни при финансовых сложностях, ни при рисках увольнения, - комментирует Максим Протасов, председатель совета директоров консервного холдинга “Помидорпром”. - В нашей стране воруют больше, так как, к сожалению, в культуре нации пока нет уважения к частной собственности. Поэтому в российском ритейле существуют материально ответственные лица в каждой торговой точке, что повышает операционные расходы на деятельность сети. За рубежом института пересчетов, инвентаризаций и материальной ответственности в каждой торговой точке нет". "В лихие 90-е в колхозах тот же корм, который рассыпали вручную, воровали мешками", - рассказывает Георгий Глуховский, владелец калининградского свинокомплекса "Станица". Однако яркие случаи воровства на своем предприятии он припомнить затруднился. "У нас воровать тяжело - новые технологии привносят в это большие сложности, - улыбается предприниматель. - Теперь весь корм поступает на пневмотранспортировку, специальные кормовозы и оттуда по трубам - в кормушки. Чтобы что-то украсть, нужно залезть в кормушку и, свесившись наружу ногами, выгребать содержимое ладошками. Это несерьезно". Офисное воровство, говорит Станислав Костяшкин, гендиректор российского агентства деловых путешествий "Континент экспресс", делится на две категории: "прихватывание чего-то по мелочи", начиная от канцелярских принадлежностей и заканчивая рулонами туалетной бумаги, и воровство, при котором бизнесу наносится серьезный экономический ущерб. "Скандальная история случилась у нас лишь однажды, когда из складского помещения пропал ценный приз для викторины (mp3-плейер), которую мы проводили для одного из клиентов, - делится Марина Гетманская, руководитель PR-направления маркетингового агентства AG Loyalty. - Сразу после этого мы оборудовали офис системой видеонаблюдения, о чем каждый из сотрудников был уведомлен". "В туристической индустрии злоупотребления, например, возникают на уровне филиалов, - делится предприниматель. - Люди могут делать левые заказы и не проводить их через центр". Никакие системы контроля в таких ситуациях, утверждает он, не помогают, самый действенный инструмент - изначально собрать здоровый коллектив. foto/www.newizv.ru Источник newsru.com |