Власти рассматривают возможность компенсировать финансовые потери от кризиса за счет алкогольного рынка. Однако это может привести к уходу части добросовестных производителей на контрафактный рынок. В России до конца года появится Федеральная служба по контролю за оборотом алкогольной продукции в РФ. Как сообщил замминистра сельского хозяйства Андрей Слепнев, проект указа президента РФ о создании «Госалкоконтроля» внесен в правительство. «Думаю, что до Нового года этот орган начнет работу», – предположил Слепнев. В задачи новой структуры входит корректировка акцизной политики, ценовое регулирование, лицензирование автоперевозок спирта. Кое-кто из чиновников ратует за возвращение ЕГАИС — системы тотального электронного контроля за движением каждой бутылки, хотя прежние попытки внедрения ЕГАИС приводили к коллапсам легальной части алкогольного рынка. Официальная причина создания очередного ответвления чиновничьего аппарата — необходимость аккумулировать весь блок вопросов по рынку алкогольной продукции под единым началом. Как отмечал ранее первый вице-премьер Виктор Зубков, «по сути, координации нет, и решения вопросов тоже нет». Теперь соответствующие функции будут изъяты у Минсельхоза, Минфина и Минэкономразвития и переданы службе, напрямую подконтрольной правительству. «Правительство будет жестко контролировать ситуацию на алкогольном рынке. Без нового органа нам не обойтись», — подчеркнул Зубков. Неофициальной же причиной появления «Госалкоконтроля» можно считать попытку привлечь в бюджеты всех уровней дополнительные средства, которых так не хватает в условиях финансового кризиса. Видимо, чиновники вспомнили, что в СССР алкогольные налоги составляли порядка четверти бюджетных поступлений. В 90-х годах прошлого века под предлогом борьбы с «паленой» водкой региональные власти пытались взять под контроль ввоз алкогольной продукции, отдавая предпочтение местным производителям. Это отчасти помогало местным бюджетам, но отнюдь не привело к сокращению контрафакта. Несмотря на регулярные антиконтрафактные кампании, нелегальный рынок водки, по экспертным оценкам, в последние десятилетия составлял не менее 40%. И сейчас от позиции новой структуры во многом зависит, наступит ли Россия на «старые грабли». При этом против оптимистических прогнозов говорит не только печальный опыт прежних лет — кризис не обошел алкогольный рынок стороной. Точки розничной торговли существенно увеличили сроки расчета за поставленный товар (от 15-20 дней до 2 месяцев): кредит получить практически невозможно, вследствие чего оптовики сталкиваются с нехваткой оборотных средств. В то же время, по данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), затоваривание нереализованной продукцией превысило все разумные пределы. На 1 ноября запасы водки и ликероводочных изделий в розничной торговле оказались на уровне 8,2 млн далл, что в шесть раз превышает показатели 2007 года. Производители снижают объемы производства и сокращают персонал. По данным НАА, только в октябре спад составил 15% и отразился практически на всех позициях (коньяки, вино, водка). Но главный удар по отрасли кризис нанесет в январе-феврале. Во-первых, это период традиционного падения спроса. Во-вторых, с 1 января повышаются акцизы с 173,5 руб. за литр безводного спирта до 190,8 руб., увеличиваются транспортные тарифы и стоимость энергоресурсов. В результате, по мнению экспертов, легально произведенная бутылка водки подорожает в среднем на 15-30 руб. Попытки властей возложить на производителей и продавцов алкоголя дополнительное финансовое бремя, а также лоббирование неконкурентных методов может привести к банкротствам или уходу добросовестных участников рынка в нелегалы. Но, видимо, «легкие алкогольные деньги» не дают чиновникам покоя. И пока на федеральном уровне создается специальная структура, которая будет способствовать их освоению, в регионах уже ведется собственная активная работа. Глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз прогнозирует, что во время кризиса протекционизм региональных властей на алкогольном рынке примет массовый характер. «При прочих равных региональные заводы не могут конкурировать с федералами, для местных властей такие меры — единственный способ гарантировать спрос на местную водку», — уточнил Дробиз. При этом созданием барьеров для чужаков региональные власти не ограничиваются. Так, на днях в Московской области кардинально увеличена стоимость лицензии на право торговли алкогольной продукцией. Если раньше она обходилась торговой точке в 10 тыс. руб. на 5 лет, то в 2009 году лицензия будет стоить 40 тыс. руб, а на 5 лет — 270 тыс. руб. Следует ожидать, что другие регионы весьма оперативно примут на вооружение столичный опыт — ввиду заманчивого финансового потенциала. Игорь Чубаха foto/www.shkolazhizni.ru Источник rosbalt.ru |