Мультимиллионер Майкл Хиртенштейн любит хвастаться своей роскошной недвижимостью. «Я коллекционирую особняки, потому что мне это нравится», - самодовольно замечает он, рассказывая о своих восьми домах, в том числе апартаментах стоимостью $27 млн на 77-м этаже роскошного манхэттенского Time Warner Center. В августе прошлого года 45-летний Хиртенштейн, сколотивший состояние на телекоммуникациях, заявил, что планирует купить еще и двухэтажные апартаменты в престижном районе Трайбека за $35 млн - с отделанными замшей стенами, тремя гостиными и подогреваемым бассейном со встроенным подводным видеоэкраном. Но после начала кризиса Хиртенштейн от жилья в Трайбеке отказался, потеряв при этом огромный залог. Пока российские богачи экономят на духах и нижнем белье для своих любовниц, состоятельные граждане Америки отказываются от более дорогих увлечений - вроде особняков, пентхаусов и дорогих автомобилей. В США привыкают к новому феномену: обеспеченные американцы стали стыдиться роскоши. Они отказываются от дорогих побрякушек и избегают шумных вечеринок. Эта новая тенденция заставила содрогнуться мировой рынок предметов luxury, равный $175 млрд. Как раз накануне Рождества кризис почувствовали престижные бренды вроде Neiman Marcus и Saks Fifth Avenue, Bentley и BMW, Christie’s и Sotheby’s. «Я мог бы пройтись по улице и купить себе в ближайшем салоне “Феррари”, - хвастается Майкл Хиртенштейн, сидя в роскошном казино Wynn в Лас-Вегасе. - Но моим друзьям сейчас очень нелегко. И мне не хочется чувствовать себя так, словно я покупаю редкие игрушки». Известно, когда расточительство в США вышло из моды. Это случилось 6 октября. Именно в этот день глава Lehman Brothers Ричард Фалд появился на слушаниях в Конгрессе - после того как банк обанкротился. Там его окатили презрением в связи с полученной им компенсацией в полмиллиарда долларов и его барским образом жизни: пентхаус на Park Avenue за $21 млн, дом - $25 млн в Гринвиче в Коннектикуте, коллекция искусства стоимостью $200 млн. «У меня к вам один простой вопрос: это честно?» - негодовал парламентарий Генри Ваксман. Вслед за показательной поркой Фалда последовало позорное разоблачение страховой компании AIG. Топ-менеджеры AIG отправились отдыхать на шикарный курорт St.Regis, и за каждого компания заплатила по $440 000 - это уже после того, как AIG получила помощь от государства. Налогоплательщикам эта помощь обошлась в $150 млн. Теперь богачи демонстрируют «искреннее раскаяние». Месяц назад Стив Шварцман, один из владельцев инвестиционной компании Blackstone Group, публично покаялся, что потратил $3 млн на вечеринку по случаю своего дня рождения в феврале 2007 г. «Конечно, мне не стоило все это затевать, ведь я стал чем-то вроде символа такого образа жизни», - говорил Шварцман. Его доля в Blackstone в результате падения на рынке акций по сравнению с июнем 2007 г. уменьшилась с $8 млрд до $2–3 млрд. Бережливость стала новым фирменным знаком. Законодатели мод все чаще надевают дешевые вещи. Недавно Мишель Обама пришла на телешоу не в дизайнерском костюме, а в комплекте Дж. Крю за $400. На самом деле приступы экономии в Америке случались и раньше. «Сейчас, как после начала войны с Ираком, не время закатывать шумные вечеринки», - говорит Марк Майклс, глава одной из кейтеринговых компаний. Так что назвать происходящее «смертью роскоши» было бы сильным преувеличением. Кутилы просто взяли передышку, уверен Майклс. Шик точно так же выходил из моды и после биржевого краха 1987 г., и после 11 сентября. А спустя некоторое время все принимались тратить деньги с новым остервенением. «Сбавить обороты очень трудно, если ты уже привык к такому уровню сервиса», - объясняет Джулиан Никколини, деловой партнер нью-йоркского ресторана Four Seasons. По словам Билла Фишера, организатора морских круизов, очень богатым людям уже не важно, сколько у них денег: если кто-то из них потеряет парочку сотен миллионов на фондовом рынке, его образ жизни не изменится. А что же в это время делают сами производители роскоши? К примеру, компания Mikimoto, признанный лидер на рынке изделий из искусственно выращенного жемчуга, сейчас приглушает блеск своих украшений - чтобы они выглядели скромнее. Mikimoto уже 115 лет на рынке, а в начале октября основала новую фирму the Original по выпуску сувениров: одна единственная жемчужина в открытой раковине - скромно и со вкусом. Словом, лозунг нового времени - «Назад к главному». Состоятельные покупатели становятся бережливыми и рассудительными, а торговля роскошью принимает новые формы. Для тех, кто все же хочет кутить, но стесняется делать это на публике, появились специальные онлайн-магазины вроде Gilt.com и Ideeli.com. Тут с гарантией: будет дорого. Покупки доставляют по почте в ничем не примечательных коробках. «Заказчики не хотят, чтобы все видели, как они прогуливаются по огромным торговым залам Prada», - говорит Сьюзан Линн, гендиректор компании Gilt Group. Горячее предложение сезона - обслуживание богатых покупателей на дому. «Чтобы в такое время, как сейчас, я покупал себе что-нибудь эдакое? Ну уж нет, - учит скромности один из богатейших магнатов Голливуда. - Это ведь все равно что хвастаться». Говорят, аналитики со студии Disney ломают головы, как быть с намеченной на День святого Валентина премьерой фильма «Исповедь шопоголика» - о молодой женщине, одержимой страстью к магазинам. По слухам, они думают переделать финал, чтобы он соответствовал сегодняшним экономическим реалиям. Джонни Л. Робертс foto/www.prime-realty.ru Источник runewsweek.ru |