Мировой финансовый кризис уже давно перестал быть чем-то из ряда вон выходящим. Из финансового сектора он перешел на страницы газет и экраны телевизоров и компьютеров, а потом - и в массовое сознание. Можно сказать, мы привыкли к тому, что у нас "кризис". Он стал фоном жизни почти для всех. Сейчас практически нет такой сферы, куда бы он, переработанный массовым восприятием, не проник. Стоит вспомнить, что этот случай не является прецедентом в российской практике. У нас уже была перестройка, либерализация цен, дефолт. И для обычных людей перестройка - это пустые прилавки и развал страны. Либерализация цен - это талоны на водку и гиперинфляция. Дефолт - резкое подорожание доллара. Сценарий, по которому протекает жизненный путь подобных явлений, примерно одинаков: что-то случается в одной области, потом распространяется на все сферы, а затем становится определением современного состояния, эпохи. А раз это характеристика исторического этапа, то все происходящее в данный период объясняется именно случившимся в самом начале событием. Изменение ориентиров, общественных идеалов, нравственных установок - результат перестройки, повышение цен - либерализации и т.д. Что станет итогом сегодняшнего финансового кризиса в этом плане - сказать трудно. Пока только можно проследить, как люди воспринимают его. Услышав о том, что кого-то из знакомых уволили по сокращению из-за кризиса, человек, естественно, начинает опасаться и за свое рабочее место. Вообще в таких условиях особенно хорошо работает так называемая "теория социального научения", возникшая в рамках бихевиоризма. Это означает, что человек усваивает модели поведения, мнения, "логики", глядя на окружение, и впоследствии их воспроизводит. Так и сейчас: из финансовой сферы кризис перешел в умы широкой публики, которая копирует поведение референтных групп более высокого социального статуса. Некоторые предприимчивые граждане ведут себя, казалось бы, иначе, но в рамках тех же установок: они хотят сделать бизнес с помощью кризиса. Ничем не обоснованный лозунг: "Кризис - самое удачное время для долгосрочных вложений в бизнес!" - может сработать по принципу негативизма. Также "процветает" реклама всякого рода аналитических и консультантских услуг: как сохранить деньги во время кризиса? Куда лучше вложить? В какой валюте держать сбережения? Эту тему используют и различные дисконтные магазины: предновогодние распродажи подаются под "соусом" кризиса. Видимо, на психологическом уровне работает внушение, что торговые сети все понимают и сочувствуют переживающим финансовые трудности в этот нелегкий период. Конечно, в этом есть доля правды: продавцы товаров не первой необходимости (бытовая техника, мебель, автомобили) вынуждены снижать цены, чтобы стимулировать спрос и сохранить часть прибыли, т.к. очевидно, что покупательская способность населения снижается. Кризис становится ракурсом, под которым рассматриваются те или иные явления, события. Разумеется, не без спекуляций на "сквозной теме". Тема кризиса проникла и на сайты, посвященные, например, медицине или спорту. "Психиатры советуют во время кризиса думать о "вечном", "Кризис и стресс", "Спорт проигрывает кризису" или "Кризис 2008 - спорт отменяется" - характерные заголовки наиболее читаемых статей. Страх потерять работу и оказаться без денег порождает, по мнению авторов, стресс, который, в свою очередь, провоцирует нездоровый образ жизни, курение, аборты и повышенный интерес к астрологии и эзотерике. Естественно, в такой ситуации не до занятий спортом. Страдают даже футбольные клубы - они лишаются большей части финансовой поддержки спонсоров, хотя это как раз объективно. Даже телевизионные юмористические передачи, обычно обыгрывающие "вечные" темы секса и наркотиков, не обошли вниманием кризис. Разумеется, все утрируется, ведь основная цель - вызвать смех. Но в массовом сознании формируется "образ" кризиса: "Кризис - это когда в "Хэппи Мил" вместо игрушки будут соль, спички и хозяйственное мыло класть" или "Кризис будет, когда на РБК день и ночь "Котопес" показывать будут". Но в результате некоторые люди, "накрученные" эксплуатирующим тему кризиса масскультом, пребывают как бы в состоянии "боевой готовности", воспринимая кризис чуть ли не как военное положение. Безусловно, кризис во многом определяет и характеризует современную экономическую ситуацию, а, вероятно, и всю действительность. Но при этом можно вспомнить известную фразу профессора Преображенского из "Собачьего сердца": "Разруха в головах". Там же, прежде всего, и кризис. Потому ясно, что мы выйдем из него уже не такими, какими были до. Все дело в изменении массового сознания, которое породит новые стереотипы, мифы и страхи. Самое интересное: какие именно? Прошли "шальные" 90-е, люди понемногу привыкли к стабильности как главной жизненной ценности. Более того, - привыкли к возможности развития. Широкое предложение товаров и услуг на фоне роста зарплат поддерживали у успешных, активных, умных людей веру в постоянный прогресс. Но тут случился кризис. И снова - сокращение возможностей, остановка роста... Слишком уж много происходило с Россией за последние 20 лет! Поэтому только что сложившаяся вера в будущее снова может пошатнуться, а с ней и собственная инициатива - социальная, предпринимательская и т.п. Но преувеличение опасности и ее тотальности не является конструктивным способом борьбы с ней. Существуют и другие точки зрения на этот вопрос. Смена ценностей - не всегда плохо, а иногда и даже полезно. Компаниям присваивали рейтинги надежности, людям давали степени. Но кризис показал, что даже самые надежные компании могут обанкротиться, а люди - потерять работу. Поэтому в обществе перестанут доверять ярлыкам, а будут смотреть глубже. В результате инициативным, предприимчивым и умным людям будет легче проявить себя. В этом плане кризис - положительное явление. Кристина Мохамед foto/www.newsland.ru Источник finam.ru |