В центре внимания немецких СМИ в эти дни оказался доклад Совета экономических экспертов при правительстве ФРГ, в котором канцлера Ангелу Меркель предупреждают о неминуемой для страны рецессии. По данным Федерального ведомства статистики, объем промышленного производства упал за два последних месяца на 3,6%, несет убытки германский экспорт. В то же время, как убедилась корреспондент «НИ», потребителя все эти трудности пока не слишком волнуют, благо цены на бензин и продукты существенно снизились. Сложилась парадоксальная ситуация. Чем больше мировые СМИ вещают о начале конца эпохи материального благополучия, тем лучше становится настроение у немецкого бюргера. Во всяком случае, в то время, когда он делает покупки. Скажем, заправив автомобиль, германский гражданин удовлетворенно констатирует: если еще три месяца назад за литр бензина надо было заплатить 1 евро 55 центов, то сейчас топливо стоит, по крайней мере, на 43 цента дешевле. То есть на одной полной заправке машины немец сегодня в среднем экономит порядка 30 евро. С этими сэкономленными 30 евро в кошельке он приходит в магазин и тут к немалой радости своей отмечает, что подешевели, причем значительно, очень многие продукты. Речь идет о молоке, сливочном масле, твороге, соках, сахаре, муке, кофе, яйцах и далее по списку. Причем неожиданное снижение цен на продовольственные товары порой достигает 30% от недавней стоимости. Крупнейшие в Германии сети продовольственных магазинов Aldi, Penny и Lidl, а также более дорогие Edeka и Tengelman официально объявили о снижении цен на товары, подчеркивая, что речь идет не о временной акции, а о долгосрочном изменении общего прейскуранта. Не исключено, что в ближайшем будущем их примеру последуют другие сети супермаркетов. Розничная торговля объясняет подобную «уценку» основных продуктов питания падением мировых цен на энергоносители и другие сырьевые товары, а также последствиями финансового кризиса. В таких условиях торговцы используют все мыслимые и немыслимые возможности, чтобы привлечь в магазины максимальное количество покупателей, и не скрывают этого. Так, почти в ночь с минувшей пятницы на субботу («почти», потому что немцы традиционно рано ложатся спать, и ни один магазин, как правило, позже восьми часов не работает) во многих городах прошла акция, называемая на английский манер Shopping night. Магазины торговали до полуночи. Корреспондент «НИ» поучаствовала в этом мероприятии в баварском городе Аугсбург не столько с целью отовариться, сколько чтобы удостовериться, что немцы способны ходить по магазинам в столь позднее время. Способны, да еще как! И, будучи людьми дисциплинированными и экономными, они, все как один, буквально заполонили магазины одежды и бытовой техники. Конечно, это не было похоже на смертоубийственные гонки за уцененными товарами на распродажах в США, но тоже впечатляло. Толпы людей шли довольные и непременно с покупками. Я спросила у стайки девочек-тинейджеров, только что купивших на свои карманные деньги какие-то обновки в крупнейшем магазине Karlstadt, удачные ли получились приобретения. «Еще бы, – прозвучал ответ. – Кофточки ровно в два раза дешевле, чем вчера». Спрашиваю, а если бы вы пришли за ними завтра? «А вдруг завтра кризис кончится, и все вдвое подорожает», – шутка была вполне ожидаемой. Но моим собеседницам опасаться пока нечего. Кризис в сочетании с перепроизводством многих видов товаров еще долго будет благотворно, с точки зрения покупателей, влиять на цены. Надо сказать, что в своем докладе Совет экономических экспертов при правительстве ФРГ однозначно прогнозирует, что скорых улучшений ждать не стоит. Более того, из-за нервозности рынков и слабого спроса четвертый квартал этого года по всем основным показателям будет хуже третьего. Правда, при этом правительственные эксперты предсказывают, что весной 2009 года наступит медленное оживление конъюнктуры. Ознакомившись с этими прогнозами, канцлер Ангела Меркель признала, что в период кризиса появляются очень серьезные проблемы. Так, средств, которые федеральные власти планируют выделить на оживление конъюнктуры, явно будет недостаточно. Экономисты считают, что для стимулирования германского рынка потребуется от 0,5 до 1% ВВП, то есть от 12,5 до 25 млрд. евро. Но самое печальное в оценках экспертов то, что в 2009 году в Германии впервые за последние четыре года на 35 тыс. человек увеличится армия безработных. АДЕЛЬ КАЛИНИЧЕНКО foto/www.miland.com.ua Источник newizv.ru |