Продавцы в Европе и Америке сегодня борются за любого потребителя, а в России – только за дорогого В конце прошлой недели в Америке начались рождественские распродажи. В этом году традиционная «черная пятница» (называемая так по цвету чернил, которыми торговцы записывают дивиденды) принесла 10,6 млрд. долларов прибыли. Организаторы торгов, правда, ожидали большего. Однако на этот раз борьба за покупателя началась в Америке и Европе намного раньше традиционного часа Х. Кризис заставил продавцов идти на мыслимые и немыслимые уловки, чтобы привлечь потребителя. Последний, впрочем, не торопится. Многие американцы, например, решили подождать до Рождества, когда появятся более выгодные предложения. В России распродажи тоже есть, но особую активность проявляют только продавцы предметов роскоши. А погони за массовым покупателем пока не видно. В Америке удачная сделка теперь во многом зависит от фантазии и находчивости продавца. Ведь в октябре розничные продажи снизились на 2,8%, это рекорд за все время ведения подобной статистики начиная с 1992 года. Даже после терактов 11 сентября расходы на покупки упали только на 2,65%. Причину происходящего министерство торговли США объясняет финансовым кризисом. В такой ситуации единственный выход для продавцов – проведение грандиозных распродаж или активное кредитование на все более выгодных условиях. Например, Microsoft предлагает сейчас американцам приобрести программное обеспечение Dynamics для бизнеса под 0% годовых сроком на три года. Одна из крупнейших фирм США по продаже автомобилей Mancari’s предоставляет клиентам беспрецедентную возможность в придачу к Chrysler выпуска 2008 года или новенькому Jeep трех последних моделей приобрести всего за 1 доллар еще и другую машину марки Cruiser. Сейчас подобная акция проходит в чикагском пригороде Орланд. А на День благодарения, отмечавшийся 27 ноября, владельцы сотен, если не тысяч американских магазинов одежды и обуви для взрослых и детей предложили покупателям невиданные доселе заманчивые сделки. Они вычитали из стоимости проданного товара сумму торгового налога, который поступает в бюджет муниципальных властей. Заплатить налог им самим, конечно же, пришлось, но зато удалось продемонстрировать «добрую волю». Кстати, в зависимости от штата, где проходили подобные акции, речь шла о сумме, составляющей от 7 до 9% от стоимости товара. Яхты с уценкой, свадьбы в кредит Особенно изощрены коммерческие предложения продавцов роскоши. Лондонская брокерская фирма Edmiston & Co., одна из крупнейших по продаже плавательного транспорта класса «люкс», выставила на продажу со скидкой самую дорогую в мире яхту Alibella. Отделанная золотом и мрамором, с индивидуальной посадочной площадкой для вертолета, она предлагалась за 34 млн. евро, но теперь, с уценкой, будет стоить только 24,5 млн. евро. Одновременно, кстати, в стране возросло число предложений продажи яхт класса «секонд-хенд». На Туманном Альбионе опасаются, что кризис отразится даже на таких вещах, как свадьба или похороны. 10% брачующихся уже решили отложить самое важное для себя событие «до лучших экономических времен». В такой ситуации один из свадебных салонов развернул кампанию «Экономичная свадьба», предлагая, например, платья для невест и подруг по сниженным ценам, не превышающим 50 фунтов (почти 60 евро).А вот во Франции, стране гурманов, последствиями финансового кризиса обеспокоены производители деликатесов, например фуа-гра. Они не намерены играть с ценами и решили воздействовать на обоняние потребителей. Кулинары придадут деликатесу специальный аромат, вызывающий чувство голода – скажем, запах кофе, смешанного с виски. По одному из рецептов фуа-гра будут держать над горящими стружками или же обжаривать в рисовом пиве. «Последнее средство спасения» Необычный стимул для более эффективной торговли придумали и владельцы Doctor Pepper Snapple Group, американской фирмы, торгующей газировкой. Они совместили рекламу с протестом против выхода в свет довольно спорного альбома джазовой группы Guns N’Roses и разместили на страницах Интернета купоны на бесплатное приобретение пол-литровой бутылки газированной воды во всех фирменных магазинах США и за рубежом. В каждом бизнесе свои рецепты. Десятки ипподромов штата Иллинойс (на которых работают более 50 тыс. служащих) стали, например, стремительно терять доходы. На государство надежд нет: скачки не банки, которые могут рассчитывать на помощь федеральных властей. Но выход был найден. Местная законодательная ассамблея обязала четыре самых богатых казино Иллинойса ежемесячно в течение года отчислять в бюджет 3% доходов. «Мы сохранили тысячи рабочих мест и уберегли развлекательную индустрию от гибели, – c гордостью заявил конгрессмен от Иллинойса Роберт Моларо. Подобные меры, однако, нравятся далеко не всем. Как сказал “НИ” другой конгрессмен Джим Доркин, “в этой акции нет никакой логики. „Я испытываю чувство неудовлетворенности от того, что мы отняли у одной преуспевающей отрасли бизнеса огромные денежные средства и отдали миллионы долларов их фактическим конкурентам из опять-таки развлекательной индустрии. Но, возможно, сегодня это единственное средство спасения утопающего“, – признал он. Кефир вместо йогуртов В России тоже идут распродажи, но не для всех. Ими занялись в первую очередь ювелирные сети, предлагающие поучаствовать в различных акциях, цель которых – продать кольца, кулоны, цепочки. Потребителей убеждают, что покупка ювелирных украшений, особенно с драгоценными камнями, окажется в период финансового кризиса выгодным вложением денег. Финансисты, правда, говорят, что золото имеет смысл брать в слитках, а „ювелирка“, если и даст доход, то очень нескоро. Но ювелирные страсти касаются немногих. По данным Международной конфедерации обществ потребителей, в России уже снижаются продажи мобильных телефонов, а в декабре–январе то же самое произойдет с бытовой техникой. „У нас будут расти продажи продуктов питания, но тоже не всех. Меньше станут покупать различных йогуртов, но больше – кефира. Трудности ждут тех, кто торгует услугами – салоны красоты, парикмахерские, снизятся и обороты ресторанов. Не ожидается проблем только в организации похорон и помощи новорожденным“, – прогнозируют специалисты. Наша особенность еще и в том, что цены в России снижают крайне неохотно, уповая на то, что потребителя привлечет агрессивная реклама. Между тем, по данным социологов, на вопрос „Верите ли вы в рекламу?“, „Да“ отвечают только 1,5% наших граждан. Получается, что деньги, выброшенные на коммерческую пропаганду, цели не достигают. „О скидках кричат все, этим никого уже не привлечешь, – поделился с ‘НИ’ Григорий Трусов, президент консалтинговой компании. – Сейчас, чтобы заставить людей принести им деньги тогда, когда они этого не хотят, многие компании начинают активно рассказывать о том, что прилавки скоро опустеют надолго и закупок не будет, или что будет резкая девальвация рубля“. Заметим, что это отчасти срабатывает, но к западному опыту распродаж и скидок отношения, разумеется, не имеет. foto/www.jewelry.od.ua Источник news.mail.ru |