Российские власти допускают изменение закона о стратегических месторождениях, охраняющего интересы государства, но отпугивающего иностранных инвесторов, сообщает Bloomberg. Как пояснил в интервью агентству заместитель министра природных ресурсов России Сергей Донской, речь идет о смягчении поправок, которые были оформлены в отдельный федеральный закон № 58 (он был принят Госдумой и одобрен Советом федерации в апреле прошлого года). Этот закон вносил изменения в работу иностранных компаний, инвестирующих в «хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». В новом законе отдельно прописывались определения стратегических месторождений и то, что государство может в одностороннем порядке отобрать лицензию на их разработку у предприятий, контролируемых зарубежными компаниями. К стратегическим месторождениям были отнесены те, что содержат запасы нефти от 70 млн тонн, запасы газа от 50 млрд кубометров, запасы золота от 50 тонн и меди — от 500 тысяч тонн. Также в список объектов федерального значения вошли месторождения урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития и металлов платиновой группы. Если иностранный инвестор в процессе разведки недр открывал стратегическое месторождение, то правительство России могло отказать ему в праве его использовать. При этом, однако, государство предлагало возместить расходы на поиск и оценку открытого месторождения. Правительство же решало — можно ли компании продолжать работать на открытом месторождении или нет. Когда закон только разрабатывался, глава министерства природных ресурсов Юрий Трутнев заявлял, что ограничение права доступа иностранных компаний к стратегическим месторождениям не является «энергетическим эгоизмом» правительства и что страна по-прежнему хочет, чтобы зарубежные инвесторы работали в России. Однако теперь, как сообщает Bloomberg, более чем через полтора года правительство решило, что данный закон отпугивает зарубежные компании, а государство теряет иностранные инвестиции. Отметим, в целом объем иностранных инвестиций, поступивших в экономику России в январе-сентябре, составил 54,7 млрд долларов, что на 27,8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. После принятия закона работа западных компаний в России существенно затруднилась. Канадская горнодобывающая компания Barrick Gold (один из крупнейших мировых золотодобытчиков) в этом году приостановила реализацию проекта по освоению месторождения на Кольском полуострове, а также до сих пор пытается получить разрешение на строительство рудника на месторождении «Федорова тундра». Компания Amur Minerals столкнулась с аналогичными проблемами при реализации своего российского проекта. И если эти компании пытаются преодолеть бюрократический заслон, то другие, как, к примеру, канадская Zoloto Resources, уже в прошлом году перестали вкладывать средства в российские проекты. Все это происходит после вступления в силу закона, ограничивающего права зарубежных инвесторов, отмечает Bloomberg. Теперь же российское правительство может облегчить процесс получения разрешений на работы на месторождениях природных ископаемых иностранным компаниям, предоставить им налоговые льготы и увеличить сумму компенсации в случае, если государство примет решение забрать месторождение. «Мы вынесли предложение о внесении поправок в законодательство, поскольку осознаем, что в нынешнем виде оно затрудняет освоение [месторождений]», — говорит Сергей Донской. Генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев в разговоре с BFM.ru указывает, что в данной ситуации государство беспокоит не сам факт оттока инвестиций, а то, что компании теперь неохотно берутся за разработку крупных месторождений, поскольку они могут быть отобраны государством. «Однако таких прецедентов не было, хотя «ЛУКОЙЛ и ТНК-ВР были близки к тому, чтобы потерять лицензии». В газовой отрасли разведка новых месторождений теряет смысл еще и потому, что на рынке работает монополист «Газпром». При этом эксперт подчеркивает, что с момента вступления в силу закона прецедентов, когда государство отбирало бы месторождения, создано не было. А потому и процедура возмещения средств четко не отработана. «По идее, государство должно возместить все затраты, которые компания потратила на разведку месторождения», — говорит Танкаев. Как отмечает Bloomberg, правительство может забрать себе месторождение и возместить его стоимость плюс выплатить премию от 30 до 50%. Критики говорят, что это вряд ли выгодно зарубежным компаниям, поскольку такая схема не учитывает тот факт, что стоимость месторождения может увеличиться после того, как его запасы будут доказаны. «Компании могут потерять средства, доказав большие запасы, — поясняет Лу Наумовски, вице-президент Kinross Gold Corp. в интервью Bloomberg. — Ограничение суммы возвращенных средств на разведку лишает эту работу смысла. И, возможно, компании не будут заинтересованы в разведке запасов, если эти усилия полностью не будут возмещены». Рустам Танкаев говорит, что государство при этом еще не учитывает инфляцию и банковские проценты. В ноябре этого года представители Министерства природных ресурсов РФ также предложили возмещать половину стоимости месторождения, лицензия на которое отзывается государством. «В любом случае, какова бы процедура возмещения ни применялась, она не выгодна зарубежным компаниям, — считает российский эксперт. — Здесь слишком много «но» по оценке затрат и стоимости самого объекта. При этом стоит учесть и тот факт, что предоставление чиновникам права оценивать сумму компенсации может стать причиной создания еще одного коррупционного механизма», — считает он. — Конечно, компании, работающие с природным ресурсами, хотели бы, чтобы месторождения оставались на их балансе». Иван Григорян foto/www.7kanal.com Источник bfm.ru |