Компаниям в начале 2010 года будет необходима еще одна волна антикризисного реагирования за счет сокращения издержек, стимулирования роста доходов и повышения ликвидности, выяснили эксперты, подсчитав дополнительный эффект кризиса на финансовые результаты предприятий реального сектора. Итоги исследования "Финансовые результаты 2009 года: умеренный оптимизм игроков и ожидания аналитиков" подвела аудиторско-консультационная компания "Бейкер Тилли Русаудит" (независимый член международной сети Baker Tilly International). Исследование проводилось в сентябре-ноябре 2009 года, в нем приняли участие топ-менеджеры (главным образом, генеральные директора и финансовые директора) российских компаний реального сектора среднего масштаба (годовая выручка от $50 до 700 млн). Их попросили оценить, насколько изменились финансовые показатели деятельности компаний в 2009 году по сравнению с 2008 годом, а также эффективность предпринятых антикризисных мер. Недооцененный эффект, который кризис оказал на финансовые результаты и финансовое положение большинства компаний реального сектора, это дополнительная стоимость обслуживания увеличившегося финансового цикла плюс необходимость начисления резервов и последующего списания сомнительной дебиторской задолженности, говорится в отчете. В результате кризиса, подсчитали в "Бейкер Тилли Русаудит", средняя выручка компаний реального сектора в РФ уменьшилась на 20%, а средняя себестоимость - только на 10%. Доля сомнительной дебиторской задолженности выросла на 1% по отношению к ее общей величине. Период оборота дебиторской задолженности увеличился на 30 дней или на 30% по сравнению с докризисным годом. Период оборота запасов сократился на 10 дней, или на 11%. Финансовый цикл, таким образом, увеличился на 20 дней, то есть на 11%. В результате роста продолжительности финансового цикла увеличилась потребность компаний в оборотном капитале. Недостаток оборотных средств компенсируется за счет роста периода оборота кредиторской задолженности на 55 дней (на 69%) и роста величины заемных средств на 35%. В пересчете на условные единицы недооцененный эффект кризиса составил 4,9% по отношению к выручке 2008 года или 7,4% по отношению к себестоимости 2009 года, выяснили эксперты. "Возможно, что это означает объективную необходимость еще одной волны антикризисного реагирования в начале 2010 года - сокращения издержек, стимулирования роста доходов, мероприятий по повышению ликвидности", - отмечается в докладе. Наиболее популярными мерами у руководителей опрошенных компаний стали сокращение затрат на персонал (применили 81% респондентов), усиление системы внутреннего контроля (74%) и отмена корпоративных мероприятий (66%). Отказаться от неэффективных видов деятельности планировали более 50% опрошенных, но на деле применили менее 40%. При этом самыми эффективными антикризисными мерами менеджеры компаний назвали получение новых кредитов или рефинансирование старых, усиление контроля соблюдения условий договоров с контрагентами и сокращение инвестиций. foto/www.open.salon.com Источник finmarket.ru |