Московская ассоциация риелторов (МАР) объявила об исключении из своих рядов 16 агентств недвижимости. Мотивировано такое решение несоблюдением устава и нежеланием платить «необременяющие членские взносы» (от 50 тысяч рублей в год). Сами участники рынка заявляют о бесполезности и никчемности этой СРО (саморегулируемой организации), из которой большинство компаний вышли по собственной инициативе. «Черный список» из 16 компаний, исключенных до мая 2009 года, вывешен на сайте МАР. В июне перечень был расширен, добавились еще три фирмы, в том числе известная на московском рынке фирма DOKI. Президент МАР ситуацию не комментирует, ссылаясь на исчерпывающую информацию, которая уже представлена. СРО московских риелторов — не единственная подобная организация, которая несет «кризисные потери». Недавно BFM.ru сообщал о том, что в своем Союзе разуверились 12 строительных организаций Свердловской области. Представитель компании DOKI Руслан Барабаш в интервью BFM.ru пояснил, что компания сама подала заявление на выход из ассоциации. «Ни о каком нарушении устава не может быть речи, это наша инициатива. Просто компании надоело платить неизвестно за что. Мы считаем, что МАР не предприняла никаких шагов, чтобы поддержать отрасль в кризис, не проработала программу действий. А в риелторском бизнесе сегодня кризис, это признанный факт. Кризис развивается, а ассоциация в это время просто собирает взносы и ничего не делает». С представителем DOKI солидарны и другие риелторы. Олег Самойлов, генеральный директор агентства «Релайт-Недвижимость» считает, что организации, подобные МАР, в принципе весьма важны для существования рынка. Однако в последние годы стало очевидным, что ценность общественных объединений продавцов жилья и для потребителей, и для самих участников рынка заметно понизилась. «Создавалась МАР в условиях высокой информационной неопределенности, когда было совершенно непонятно, кто такие риелторы и как они работают. Да и самим специалистам нужно было объединяться, чтобы сформировать «правила игры», обмениваться опытом, заявить о себе как о чем-то организованном в общении с органами власти, помочь потребителям отличить «хорошего» риелтора от «плохого». Сегодня многие из этих задач уже не столь актуальны. Думаю, следствием этого должна была бы стать корректировка деятельности общественных объединений. На мой взгляд, этого не произошло в должной мере. Боюсь, в том числе поэтому МАР как бренд не имеет необходимого для многих риелторов авторитета в потребительском сознании». Компания Олега Самойлова в ассоциацию пока не вступила. Руководителю «Релайт-Недвижимости» обидно, что такие общественные объединения, как МАР, сделавшие большой вклад в развитие рынка недвижимости, сегодня не имеют актуальной стратегии и достаточного веса для того, чтобы формировать процесс развития отрасли. Надежда Юркова, руководитель направления вторичной недвижимости «изгнанной» из ассоциации «Алмаз-Групп», рассказала BFM.ru, что из МАР компания вышла самостоятельно — просто подала заявление и вышла. «На наше решение повлиял экономический кризис. Конечно, членство в саморегулируемой организации давало нам определенный статус. Плюс, там всегда проводили интересные конференции, тренинги и так далее. Но членские взносы постоянно увеличивались, и мы приняли решение выйти из организации. Не то чтобы взносы стали непомерными, просто мы решили, что платить их накладно. Ведь сделки (согласно данным Мосрегистрации) упали на 50-70%, и многие агентства просто закрылись. У нас же сократилось число работников. Это не увольнения были, люди ушли сами, ведь у агентов нет зарплаты, они зависят от числа сделок, а их сегодня минимум. И доход агентства сократился как минимум на 50%. Но мы работаем и готовы пережить этот кризис. Если ухудшения ситуации не будет». Директор по маркетингу инвестиционной компании «Кеми Финанс» Игорь Веретельников считает, что идет естественный отток риелторов из МАР: «Что касается взносов, то о серьезности сумм говорить не приходится — компании платят от 50 тысяч рублей взносов в год. Окончательная сумма зависит от продолжительности присутствия на рынке, от объемов, от числа сотрудников. По разным причинам компании выходят. Мы вышли, потому что для компании риелторский бизнес не профильный, у нас появились другие приоритеты. Во многом нам организация помогала, но сейчас не так уж необходимо в ней состоять». Об общей причине, по которой целый ряд компаний одновременно покинули МАР, Игорь Веретельников высказался одним словом — «кризис». Исключение 16 риелторских компаний из МАР Олег Самойлов называет «бурей в стакане воды». «Боюсь, что многим из исключенных от этого ни жарко, ни холодно. Ведь для того, чтобы оказывать высококвалифицированные услуги, в наше время не обязательно являться членом МАР. Увы, обратное утверждение тоже верно. Список исключенных очень пестрый. Там есть компании, о которых участники рынка весьма невысокого мнения. Есть и такие, у которых бизнес дал трещину и они, стремясь сэкономить на членских взносах, отказались от членства в организации». Формулировки об «исключении за нарушение устава» сами «исключенные» не признают. В частности, Руслан Барабаш уверен, что на громком имени компании DOKI малоизвестная ассоциация просто решила сделать «пиар». Ольга Караулова foto/www.metrkv.ru Источник bfm.ru |