Российский потребительский рынок даже в кризис привлекает зарубежных инвесторов. Французская сеть Carrefour открыла свой первый гипермаркет в Москве. Проект обошелся в 8 миллионов евро. В 2009 году, в Москве, в самый разгар кризиса второй в мире оператор розничной торговли открывает большой универсам в России. До конца года появится еще два - в Краснодаре и Липецке. Крупнейшие иностранные игроки начинают прощупывать российский рынок. "Мы верим в потенциал российского рынка. И открытие нашего первого в России супермаркета именно в 2009 году о многом говорит. Ведь этот год оказался очень трудным для многих в финансовом плане. Вдобавок, мы ориентировались на статистику. Очень важным для нас индикатором является то, что сегодня в России рыночная сеть товарных услуг плохо развита. Во Франции, например, эта сфера развита на 90% от своих потенциальных возможностей", - говорит член правления Carrefour Group Тьерри Гарньер. Иностранные специалисты считают, что в 2010 году спрос в России начнет восстанавливаться, а потребительский рынок будет прибавлять по 15% ежегодно в течение 5 лет. Это сделало Россию более привлекательной для западных инвесторов. В рейтинге "Эй-Ти-Карни" она уступает только Индии, "бронза" у Китая. При этом, судя по списку, набирает популярность также рынок Саудовской Аравии, а теряет позиции Вьетнам. Индии Россия уступает, по мнению экспертов, лишь по двум причинам: риски и нехватка места для открытия новых магазинов. Но рынок более привлекательный с точки зрения строительства новых или развития существующих сетей. При этом пять крупнейших сетевиков России занимают лишь 7% рынка. Есть место для других игроков. Поэтому иностранные компании считают наш рынок наиболее перспективным. Меньше конкурентов – больше покупателей. Первый супермаркет в Москве Carrefour обошелся в 8 миллионов евро. Строить пришлось с нуля. Западные сети сначала стараются купить уже существующие магазины в России, потом отказываются от этой идеи и разворачивают новую собственную сеть. Это связано с тем, что русские владельцы супермаркетов стараются продать свое дело по завышенной цене. С другой стороны, иностранцы только присматриваются к российскому рынку. "Для иностранцев мы несколько дикая страна, - считает Илья Белоновский, исполнительный директор Ассоциации компаний розничной торговли России. - Потому что у нас не до конца понятна ситуация с законом о торговле, у нас очень жесткое госрегулирование, мощные региональные барьеры. Я предполагаю, что крупные бренды опасаются заходить в Россию, сразу же покупая большую по федеральным меркам сеть". По этой же причине крупнейшая сеть мира Wall-Mart предпринимает уже третью попытку войти в Россию, и пока открыла лишь офис в Москве. "Вполне вероятно, что разговоры могут продлиться еще несколько лет. Тем не менее не стоит исключать и того, что Wall-Mart имеет все возможности, чтобы сделать это очень быстро за счет покупки российской сети", - говорит аналитик Татьяна Бобровская. На пороге России стоят и другие крупные сетевики, такие как британская Sainsbury. Русские компании тревогу не бьют, пока места хватает. И только через несколько лет, когда все желающие получат "московскую прописку", начнется борьба за влияние. Елена Зверева foto/www.reaton.lv Источник strana.ru |