Европейская ассоциация автопроизводителей /АСЕА/ опубликовала данные о продажах новых авто в странах ЕС /за исключением Мальты и Кипра/ и в странах – членах АСЕА /Исландия, Норвегия и Швейцария/ за май 2009 г. Отдельного внимания заслуживает информация о динамике продаж автомобилей в Европе с начала текущего года. За период с января по май 2009 года продажи новых автомобилей в Европе упали в целом на 13,9 проц. В частности, падение продаж в январе составило – 27 проц, в феврале - 18,3 проц. Эксперты отмечают, что весной падение продаж авто в Европе замедлилось /прим. в апреле падение составило 12,3 проц/, поскольку многие страны Европы оказали государственную помощь своим автопроизводителям. После того, как еще осенью прошлого года ЕС заявил, что не будет оказывать финансовой помощи европейским автопроизводителям – АСЕА в октябре попросила о выделении автоиндустрии низкопроцентных займов на сумму в 40 млрд евро - в начале 2009 г каждая из стран ЕС была вынуждена по одиночке разрабатывать антикризисные программы по поддержке внутреннего рынка продаж авто. В частности, в начале апреля Федеральное правительство Германии заявило о намерении увеличить до 5 миллиардов евро фонд, из которого выплачивается премия за утилизацию старого автомобиля при покупке новой машины. Федеральное ведомство экономики и экспортного контроля получило, по собственным данным, 1,2 миллиона заявлений от граждан на получение премии в размере 2500 евро за утилизацию автомобиля старше 9 лет. Общий объем средств, необходимый для выплаты заявленных премий составляет 3 миллиарда евро. Первоначально правительство ФРГ рассчитывало потратить на стимулирование покупательского спроса на новые автомашины в стране 1,5 миллиарда евро. Эта мера, главная цель которой заключается в повышении спроса на автомобили в Германии, действие которой ограничено концом 2009 года, в мае привело к положительным результатам – в прошлом месяце продажи в Германии в мае значительно выросли - на 39,7 проц. Программа очень популярна, ежедневно подается 5-6 тыс. заявок. Недавно ведомство подтвердило местным СМИ, что и увеличенного бюджета программы хватит лишь до сентября /остается подать всего 410 тыс. заявок/. Рост продаж в мае новых авто, в частности, зарегистрирован во Франции - на 11,8 проц и Словакии 46,4 проц, а также Австрии - на 4,8 проц. Отметим, что и Франция, и Словакия, и Австрия также внедрили программу по оказанию финансовой помощи автомобилистам, решившим утилизировать старый автомобиль. "Премии за утилизацию", когда покупатель, сдавший свою старую машину на переработку, получает субсидию при покупке нового автомобиля, действуют также в Италии и Испании. В каждой стране сумма премий разная – например, в Японии она составляет 1 тыс 245 долл, а в Италии 5 тыс евро. Однако говорить о том, что размер премии за утилизацию авто напрямую влияет на потребительских спрос на новые машины – чем больше премия, тем больше спрос – не приходится. Например, в Италии, несмотря на солидные премиальные за утилизацию старого авто, продажи в мае упали на 8,6 проц по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А в Испании продажи упали на 38,7 проц. Рекорд по падению продаж авто в прошлом месяце поставила Латвия – в прошлом месяце продажи авто в стране упали 80,4 проц. Это результат закономерен – Латвия находится в предбанкротном состоянии, уровень жизни населения стремительно падает. В Венгрии и Румынии, странам ЕС, по которым кризис ударил очень серьезно, граждане также плохо покупают машины – в мае продажи авто в Венгрии упали на 66 проц, а Румынии – на 53,4 проц. Эксперты отмечают, что падение продаж авто в странах Восточной Европы в прошлом месяце было более глубоким, чем в Центральной Европе. Стоит отметить, что продажи автомобилей в Европе стали падать еще в 2008 году. Так в прошлом году падение продаж составило 7,8 проц по сравнению с уровнем 2007 года. Это самое глубокое падение за 15 лет - с 1993 года. Скорее всего, этот антирекорд будет побит в этом году – эксперты пока не готовы сказать, как поведет себя рынок продаж авто в Европе во второй половине текущего года. Понятно также, что действие программы по утилизации старых авто в Европе ограничено во времени /до конца текущего года/. Кроме того, эта программа оживила рынок автопродаж не во всех странах Европы. Также не стоит говорить о том, что меры по поддержке покупательского спроса на авто в Европе в период кризиса должны ограничиваться только одной мерой, пусть и очень действенной. Напомним, что вопрос о внедрении программы по стимулированию автовладельцев, решивших избавиться от старых /десятилетних/ авто, обсуждаются и в правительстве РФ. Но как говорят эксперты, эта программа может быть внедрена не ранее, чем через два года. Между тем, напомним, что продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в мае 2009 года снизились на 58 проц на 161 524 штуки по сравнению с тем же периодом в 2008 году. Об этом говорится в отчете Комитета Автопроизводителей Ассоциации Европейского Бизнеса /АЕБ/ в РФ. Это наибольший отрицательный показатель с момента падения рынка. foto/www.ma-location-voiture.fr/ Источник prime-tass.ru |