— С кризиса и начнем беседу. Очевидно, что в связи с такими метаморфозами кинобизнесу придется «по одежке протягивать ножки»? — Я не пророк. И не претендую на всестороннее знание ситуации. Но все же скажу: будет еще сложнее. Единственное, что я понимаю: живущее сегодня на земле поколение людей в условиях подобного кризиса еще не жило. Это безумно «любопытно» с точки зрения научного диспута. Допускаю, что сейчас высекаются искры из разных теорий. Сегодня клянут некоторых лауреатов Нобелевской премии. Страдать будут все. Конечно же, кризис ударит по медийной отрасли, серьезно повлияет на ТВ и кино. ТВ потеряет не только динамику роста, но и сегодняшние объемы. Полагаю, что в Украине это будет около 50% в 2009 году. Я бы рекомендовал тем, кто строит планы на будущее, делает бюджеты, исходить из этой цифры. В России ожидается падение рынка на 20%. Безусловно, это приведет к сокращению объемов производства. Но есть в этом и положительная сторона — оздоровление. В последнее время рост производства обеспечивался не столько экономическими реалиями, скорее это была реакция частного капитала, который почувствовал возбуждение, изучая статьи об успехах нового русского кино и представляя себя на красной дорожке Каннского кинофестваля с двумя-тремя полуобнаженными красавицами. Для владельца, например, ГОКа не накладно вложить деньги в кино и ждать фестивального триумфа. Именно эти малообразованные и наглые персонажи, думаю, первыми остановили финансирование. А выживут сильные, компетентные, профессиональные. Вот в этом я не сомневаюсь. Вместо 200 фильмов будет, скажем, 60 — и, надеюсь, качественнее. А прокат будет жить, потому что в кино все равно будут ходить. В кризисные периоды, как утверждают очевидцы, в кино ходят. В концерты, кстати, тоже. Вспомните, как процветал в 1998-м шоу-бизнес. — Может быть, в связи с кризисом, наконец, изменится и жанровая палитра кино? — Мне трудно судить. Но пример Голливуда 30-х годов свидетельствует о том, что если люди живут плохо, то любые приятные эмоции и ощущения оказываются востребованы. Сказки, фэнтези, мелодрамы, романтические комедии. Безусловно, не социальное кино и не реалистические фильмы, которые так любит смотреть буржуазия в благополучные времена, когда есть возможность прийти в кинотеатр, посочувствовать людям из другого мира. Это типично европейская история: в Каннах или Венеции безумно красивые люди в смокингах, вечерних платьях, в бриллиантах с нескрываемым интересом смотрят, например, африканский фильм о страданиях гибнущих от голода людей. Внимание к подобным фильмам не означает циничное любопытство сытой публики. Я сейчас не иронизирую. Европейская буржуазия очень ответственна: если какая-то проблема осознается как опасная, то непременно будут приняты решения и конкретные меры. Для этого есть инструментарий гражданского общества и есть внутренняя ответственность. В нашем случае ее нет. Ольга Клингенберг foto/www.hrm.ru Источник analytique.md |