В то время как на Западе финансовый кризис наносит тяжелые удары по участникам арт-рынка, покупатели прячутся, а аукционисты разводят руками, в России все выглядит несколько иначе. Вот-вот начнет выходить журнал Art+Auction ("Искусство и аукцион"), процветает единственный в своем роде сайт, полностью сосредоточенный на культуре - OpenSpace.ru, издается журнал о современном искусстве Blacksquare. На открывшейся 26 ноября выставке Non/Fiction под эгидой OpenSpace.ru состоялся круглый стол "Экономический кризис = расцвет культуры?". В чем причина? Есть ли у наших художников, кураторов и издателей поводы для оптимизма? Каковы перспективы нашей культуры и арт-рынка? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.ру" ответил Максим Маслаков, генеральный директор компании "Артмедиа Груп", которой принадлежат OpenSpace.ru, Blacksquare и русская версия Art+Auction. Ирина - А каковы перспективы нашей культуры? Никита - Каковы на ваш взгляд предпосылки для расцвета культуры в кризисный период? Во-первых, спасибо всем за вопросы. Хорошо, что во время кризиса людей волнует не только проблема собственного выживания, но и судьбы культуры, а значит, и страны. В нашей стране во время кризисных ситуаций культура для многих деятелей, принимающих решение, задвигалась на второй план. Хотя это вопрос: как рассматривать культуру. Культура – такая же неотъемлемая часть жизни, как и еда. Хотим мы этого или нет, мы все существуем в культуре. Она связана с нашим сознанием и образом жизни. Просто кто-то находится в более массовых, а кто-то в более элитарных культурных пластах. Кризис – всегда болезненно. Но в исторической перспективе это полезно и очистительно. Культура не исключение. В эти дни не раз упоминалось написание слова "кризис" по-китайски, состоящее из двух иероглифов: один означает "опасность", другой – "благоприятная возможность". Убежден, что все это верно и для нашей культуры. Важно только увидеть эти благоприятные возможности. Не обойдется без драм, но, в конечном итоге, все, что достойно – выживет, а вся пена уйдет. Даниил - Как вы думаете, может ли в период финансового кризиса увеличиться спрос на предметы искусства как объект инвестиций? В основном, по причинам неприбыльности инвестиций в ценные бумаги Думаю, да. Спрос на предметы искусства как объект инвестиций будет увеличиваться. Но в этой области работают несколько другие, менее четкие ориентиры, нежели с ценными бумагами. Необходимо хорошо разбираться в теме, чтобы успешно этим заниматься. Как минимум нужен очень грамотный консультант. Ну и, конечно, читайте Art+Auction Russia. Там много дельных советов на эту тему. Сергей - Пока снижение спроса в премиум-сегменте сокращается не так быстро как среднем. Значит ли это, что "наших художников, кураторов и издателей поводы для оптимизма"? Вы правы, если рассматривать искусство как бизнес – это, конечно, премиум-сегмент. И спрос там будет оставаться всегда. Хотя объемы продаж и падают, цены продолжают расти. А если говорить про категории, на мой взгляд, сбавится темп роста цен именно в современном искусстве, где они буквально взлетели за последние несколько лет. Там все-таки ситуация была перегрета. Дело в том, что среди собирателей современного искусства во всем мире большой процент приходится на долю молодых финансовых топ-менеджеров. Оно им ближе по духу, современнее и "моднее", нежели работы старых мастеров. Но эти самые менеджеры больше всего могут пострадать от мирового финансового кризиса. Мне кажется, рост цен на Джеффа Кунса и Дэмиена Херста сейчас приостановится. Что касается России, в целом да, у наших художников, кураторов и издателей есть определенные поводы для оптимизма. Эрвин - Максим, здравствуйте. С интересом слежу за развитием портала OpenSpace, регулярно читаю материалы, размещенные там. Вопрос - об оценке роли культуры в кризисе. С одной стороны, финансовый кризис пошатнул арт-рынки на Западе и сократил отделы культуры во многих российских СМИ. А с другой - любой кризис является горнилом, рождающим шедевры во всевозможных направлениях искуства, которые впоследствии становятся краеугольными камнями культуры, а значит и бытия. Рад, что вы заглядываете на OpenSpace.ru. Мы, кстати, продолжаем на нем серию очень интересных, на мой взгляд, публикаций на тему "Культура, общество и кризис". Да, действительно, кризис расшатывает сложившуюся ситуацию и порождает противоречия. Про арт-рынки я уже сказал, а сокращение отделов культуры в российских СМИ связано с антикризисными мерами и оптимизацией процессов. Для большинства этих СМИ культура – не профильная, а дополнительная тема; вот они и концентрируются на профильной тематике, отрезая весь, как им кажется, балласт. А если говорить про рождение шедевров, то – да, без драм не обойдется, но шедевры точно появятся. Вообще, интерес к культуре однозначно усилится: во-первых, это будет отдушиной для многих, на фоне не очень веселых будней, во-вторых, этому способствует душная в целом обстановка в стране и государстве. Вспомним хрущевские и брежневские времена. Ольга - Максим, а лично Вы являетесь коллекционером? Если да, то какому искусству отдаете предпочтение? Как Вы считаете, в период кризиса надо продавать или покупать предметы искусства? У меня нет таких средств, чтобы быть "большим коллекционером", но я, конечно, неравнодушен к искусству, и у меня есть небольшая коллекция работ, доставшихся мне, в основном, по дружбе. Могу выделить в ней работы Андрея Монастырского и Павла Пепперштейна. Вообще люблю современную графику и выборочно – живопись. Например, Питера Дойга или Айю Ямагучи. В период кризиса без нужды не надо продавать. Наоборот, есть шанс приобрести нечто очень ценное по умеренной цене. Эльнара Шафигуллина (студента амстердамской консерватории, класс оперного вокала) - Естественно, финансовый кризис отражается на посещаемости концертов в России, так как хлеб нужен всегда, а зрелища могут и подождать То, что наша страна избавляется от талантливых, но неплатежеспособных музыкантов, особенно при плохом экономическом положения в стране, и потом когда "звёздочки всходят" на зарубежном горизонте, кричим "он(а) НАША, он(а)из России!" -это тоже давно не секрет. Может Вы Максим подскажите, возможно ли в НАШЕЙ стране, после подобной экономической встряски, как КРИЗИС, изменение отношения к СВОИМ, самым лучшим и способным представлять ЛИЦО России, в частности классическим МУЗЫКАНТАМ? Искусство и культура космополитичны по своей природе. Не считаю, что в век глобализации так уж трагичен переезд музыканта или художника на Запад, а может, и на Восток. Главное, чтобы там была почва для творчества и развития. Одновременно, думаю, что этот кризис может стать поворотным в развитии российской культуры. Поднакопилось. Количественные изменения имеют все шансы перейти в качественные. Но произойдет это не моментально. Еще здесь важна воля государства что-то сделать в этом направлении. Nadin Здравствуйте, интересно узнать мнение о перспективе галерейного бизнеса на столичном арт-рынке. На мой взгляд, даже художнику проще пережить спад, чем небольшой частной галерее. Вот другое дело - крупные образования, наподобие известных в столице центров современного искусства, имеющих влияние в массмедиа и власти. У них есть буфер в виде значительных активов, матсредства, клиентура и пресса. Они переживут, даже убедят клиентов в ликвидности предлагаемых работ. А вот из ЦДХ, к примеру, съезжают некоторые небольшие, но известные галереи... нерентабельно. Мой вопрос таков: выживут ли мелкие частники или придется убегать под чье-то крыло? Художника не зря называют "свободный художник". Галерейный же бизнес – это бизнес, и ему будет сейчас непросто, как и любому другому бизнесу. Мы находимся на таком этапе развития арт-рынка, что почти все наши галереи – мелкие частники, просто некоторые из них существуют достаточно давно и больше известны широкой публике. У нас пока нет крупных международных сетевых галерей, таких как Gagosian. Под "крупными образованиями" вы, видимо, имели в виду ЦСК "Гараж" или Stella Art Foundation. Напомню, что они являются некоммерческими организациями, существуют за счет спонсорства и частных средств. В отличие от галерей, они не ставят перед собой коммерческих задач, а именно продавать художественные работы и извлекать прибыль. ВИНЗАВОД же вообще является площадкой, пусть с концепцией, но площадкой, которая сдает пространство под очень разные частные проекты, в том числе и галереи. Денис - Здравствуйте, Максим. Мне очень хотелось бы услышать ваше мнение по вопросу влияния кризиса на т.н. "искусство не для всех", в особенности, на кинематограф. Если принять дословно и за истину, что "художник должен быть голодным"; то в условиях кризиса у "подпольных"/независимых режиссеров появится возможность реализовать проекты "на злобу дня" или же это, и без того, не самое экономически выгодное направление будет отброшенно. Фестивальное кино всегда будет, потому что всегда будут те, кто хочет его смотреть. Снимать его никогда не было просто, денег на него обычно нет, так как массы хотят другого. Мне кажется, с кризисом поубавится количество трэш-сериалов, снимаемых в таком масштабе, и действительно станет больше голодных актеров и режиссеров. Что это даст – посмотрим. света Культурная составляющая жизни общества стереотипно воспринимается как необязательная и "надстроечная". как, по вашему мнению, в периоды экономического спада в здоровом обществе должно меняться отношение к финансировании культуры? речь не только о госдепартаменте или аукционных домах. разве европейские гранты в сфере культуры не перестают выдаваться? уничтожаются стипендии? кураторы перестают создавать проекты, которые по-прежнему посещает публика? Долгий ли нам предстоит путь к той организации культурных институтов, когда по малейшему колебанию рынка все культурные инициативы оказываются рисковыми, потому что "какое искусство - мы половину работников уволили" и "культурная программа подождёт, даже корпоратив на новый год все отменили"? Боюсь, что мы еще очень далеки от Европы, и нам действительно предстоит долгий путь к той организации культурных институтов, о которой вы говорите. "До какой уж тут культуры, если даже корпоратив отменили?" Дима - Каких авторов и какие произведения интеллектуальной литературы вас лично заинтересовали на non fiction? Если честно, я не дошел в этом году до Non/Fiction, несмотря на активное участие в ней нашего OpenSpace.ru. В будни на работе "боролся с кризисом", а в выходные друзья сообщили об аншлаге в ЦДХ. А массовых мероприятий я стараюсь избегать. Если говорить про литературу, люблю заходить в небольшие книжные. Лично я немного художественной литературы читаю в последнее время. Когда появляется возможность, предпочитаю западных и восточных философов. Юлия - Максим, здравствуйте, как вы считаете, в период кризиса есть потенциал развития у таких компаний как ваша? Ведь в принципе, вы относитесь к числу "декоративных" компаний, которые, по простой логике, исчезают в первую очередь. Спасибо. Да, мы не нефтяная или алюминиевая компания. И, наверное, поэтому, на ваш взгляд, относимся к числу "декоративных". Как и другие организации, производящие интеллектуальный продукт, пытаемся украсить и разнообразить вам жизнь. Если вам станет от этого приятнее, могу подтвердить, что нам, как и многим другим, не только "декоративным" компаниям, приходится сейчас не очень легко. А то, что по простой логике мы все исчезнем – это точно, включая и меня, и вас. Так уж сложилось в природе. С кем это произойдет в первую, а с кем во вторую очередь, и чей вклад будет заметнее, – посмотрим. Ирина Ваш журнал Black Square очень специфический: эдакий глянец для мажоров. Вы думаете такой журнал нужен сейчас? Зачем и кому? Наш журнал Blacksquare специфический, как вы говорите, если его, конечно, сравнивать с однотипными мужскими или женскими журналами, которых расплодилось в последнее время до безобразия благодаря неспецифическим вкусам значительной части нашего населения. Blacksquare, кстати, не только для "мажоров", но и для "миноров". Для всех тех, кто тысячами посещает ВИНЗАВОД, и тех, для кого креативность не пустой звук. Как говорил Аркадий Райкин, радуясь деликатесам: "Попробовал... Вкус специфицский!" Михаил - Культуру можно (утрировано) трактовать как совокупность социально проверенных способов трактовки и решения жизненных проблем. Тогда можно думать, что кризис высвечивает порочность (неэффективность) принятых или навязанных извне шаблонов восприятия жизни и стилей поведения. Возникающая при этом потребность в новых решениях вызывает рост спроса на культурные ценности. Но это ведь только некая гипотеза. А есть ли убедительные исторические свидетельства правомочности такой трактовки? Исторические свидетельства на каждом шагу. Рекомендую на эту тему Бодрийяра. Юнг тоже интересовался предметом. А вообще-то, я за вырабатывание персонального иммунитета к навязанным извне шаблонам. Предпочитаю строить восприятие жизни и стиля поведения на более глубинных внутренних основах, которые, по большому счету, не сильно меняются с ходом человеческой истории. А в целом, как говорит один мой друг: "Если у человека есть культура, то ему никакой кризис не страшен, а если нет...". Спасибо за внимание. foto/www.maricevicfineart.ru Источник lenta.ru |