Госкорпорации неплохо заработали на распределении средств господдержки во время кризиса: ВЭБ - на выдаче субординированных кредитов, АСВ - на санации проблемных банков. Неплохо было бы поделиться этой прибылью с федеральным бюджетом, решили депутаты. Внесенный вчера в Госдуму законопроект предполагает, что госкорпорации должны направлять в казну 75% фактически полученной прибыли за 2009, 2010 и 2011 годы. ВЭБ и АСВ необходимо уравнять с Центробанком, который в 2009-2011 гг. обязан перечислять в федеральный бюджет 75% фактически полученной прибыли, рассказал "Ведомостям" автор законопроекта Константин Шипунов, депутат от "Единой России" и член комитета по финансовому рынку. Через эти госкорпорации, так же как через ЦБ, шла основная поддержка банковской системы и финансового рынка, объясняет он, так почему одним должна оставаться вся прибыль, а другие отдают 75%? Напомним, осенью 2009 года был принят закон, обязавший ЦБ перечислять в бюджет не 50%, как предусматривает закон о Банке России, а 75% прибыли в 2009-2011 годах. По оценке правительства, это позволит "дополнительно привлекать в федеральный бюджет не менее 20 млрд рублей ежегодно". А есть ли прибыль? ВЭБ выдал 404 млрд рублей субординированных кредитов и более $11 млрд кредитов на рефинансирование из средств фонда национального благосостояния (процентная маржа - от 1% до 7%), указано в пояснительной записке к проекту. Там же указано, что АСВ санирует 18 банков на заемные средства ЦБ (169 млрд рублей) и имущественный взнос государства (135 млрд рублей), при этом на 1 октября 2009 года около 80 млрд рублей было размещено АСВ в различные инструменты с доходностью 5-10% годовых. Роль агентов по осуществлению господдержки стала очень выгодной для АСВ и ВЭБа, указывает Шипунов. Прибыль АСВ в 2009 году в основном получена за счет фонда страхования вкладов, который сформирован на средства банков. "Как можно забирать деньги клиентов?" - недоумевает первый зампред АСВ Валерий Мирошников. АСВ в прошлом году получил прибыль в размере 26,8 млрд рублей, но с учетом убытка в 12,8 млрд рублей в 2008 году чистая прибыль за 2009 год составила 14 млрд рублей, поэтому если забрать 75% фактически полученной прибыли за прошлый год, нечем покрыть убыток в 2008 году. Странным считает этот законопроект и сотрудник ВЭБа: "Нас специально освободили от налога на прибыль, чтобы она шла на развитие. Из чего тогда финансировать длинные инвестпроекты и развивать ипотеку?" Чистая прибыль группы ВЭБ за 9 месяцев 2009 года - 49,7 млрд рублей. АСВ и ВЭБ против Как сократится дефицит федерального бюджета от отчислений ВЭБа и АСВ, депутаты пока не подсчитали. Однако уже очевидна одна проблема: кроме доходов от распределения средств господдержки у ВЭБа и АСВ есть и другие источники прибыли: ВЭБ получает доход как банк развития, а АСВ - как оператор системы страхования вкладов населения, отмечают эксперты, на которых ссылается "Коммерсант". По действующему законодательству госкорпорации должны направлять полученную прибыль в свои фонды и использовать на цели, предусмотренные законом (у каждой госкорпорации он свой). АСВ, например, прибыль от инвестирования средств фонда обязательного страхования вкладов, который формируется преимущественно из взносов банков, может направлять только на пополнение этого фонда. Передавать в бюджет прибыль, заработанную за счет чужих средств, - это просто экспроприация, возмущается Мирошников. Кроме того, в АСВ удивлены выводами депутатов, что агентство уже получило прибыль от санации банков: прибыльно это оказалось или убыточно, будет видно лет через пять. Руководитель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник признает: "Учитывая разные источники формирования прибыли, подлежит обсуждению вопрос, какую именно часть прибыли стоит направлять в бюджет". Возможно, это должно быть не 75%, а меньше, полагает он и обещает "внимательно рассчитать этот показатель". В целом же идею в комитете поддерживают, говорит он. "Минфин проинформирован об этом законопроекте и вряд ли будет возражать, учитывая, что речь идет о наполнении бюджета", - заявил Шипунов. Эксперты критически оценивают целесообразность этой меры: учитывая, что дефицит бюджета превышает 3 трлн рублей, несколько десятков миллиардов прибыли госкорпораций проблемы не решат. Зато подкосят идею снижения размера отчислений банками в фонд страхования вкладов, которое планировалось по мере увеличения объема фонда за счет реинвестирования его прибыли. Дина Савельева foto/www.blogs.artvoice.com Источник rb.ru |