Выступая в среду на «правительственном часе» в Совете федерации, министр финансов, вице-премьер Алексей Кудрин в принципе поддержал идею, что богатые люди должны платить большие налоги, чтобы снизить расслоение в обществе. «Я думаю, разными методами налогового администрирования и разных налогов мы, конечно, суммарно должны работать над тем, чтобы постепенно повышать», — заявил он, имея в виду повышение налоговой нагрузки на состоятельную часть общества. Однако затем министр финансов уточнил, что у плоской шкалы налогов свои преимущества. «Мы видим, что, создавая систему плоской шкалы налогообложения, мы стимулируем зарабатывать больше, но и придется заплатить больше в абсолютном выражении», — отметил Алексей Кудрин. «На ближайшее время не вижу возможности изменять плоскую шкалу, — сказал затем министр. — Увеличение этой планки может дестимулировать. А в условиях слабого администрирования, в том числе слабой работы правоохранительных органов… мы не видим возможности изменить плоскую шкалу». Тем не менее, сейчас расслоение по уровню доходов в российском обществе «выше, чем принято», что является потенциальным риском, в том числе с точки зрения социальной напряженности, отметил глава Минфина. Действительно, за 2009 год число российских миллиардеров, которые в первую очередь станут субъектами «налога на богатство», удвоилось, увеличившись с 32 до 62 человек. По подсчетам журнала Forbes, Россия по числу долларовых миллиардеров вышла на первое место в Европе и на третье в мире после США и Китая. При этому у правительства есть путь, позволяющий увеличить налоговое бремя на богатых россиян при сохранении плоской шкалы НДФЛ, сказал в интервью BFM.ru партнер UFG Wealth Management Дмитрий Кленов. «Можно ввести дополнительные налоги, например, на богатство. Также можно изменить существующие методики расчета налогооблагаемой базы, например, налога на недвижимость, — пояснил эксперт. — Расчет налога на недвижимость давно хотят привязать к рыночной стоимости, однако четких перспектив нет. Все зависит от воли законодателей, потенциально можно ввести изменения за 8-10 месяцев». Напомним, идеи увеличить налоговое бремя стали звучать с 2009 года, когда стало особенно заметно падение налоговых поступлений в бюджет. Весной 2009 года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что земельный налог и налог на имущество могут быть заменены местным налогом на недвижимость уже в 2010 году. Однако вскоре Минфин отсрочил обсуждение этого проекта до 2012 года, мотивировав это тем, что для введения этого налога потребуется не меньше двух лет. Помимо налога на недвижимость, усилить налоговую нагрузку на состоятельных россиян можно введением налог на предметы роскоши или ростом ставок по другим налогам (транспортному, имущественному), полагает эксперт компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. «Чем туже законодатели будут затягивать налоговый пояс на предпринимателях, тем большее их число уйдет в теневую экономику. И тогда налоговый дефицит будет огромным и постоянным, — прогнозирует налоговый специалист. — Введенная единая ставка в 13% за весь период своего действия (примерно 10 лет) показала относительную устойчивость налогового законодательства. Это позволило многим компаниям отказаться от «серых» зарплат, когда реальный крупный заработок одних рассредоточивался среди всех работников организации, что позволяло избегать применения более высоких налоговых ставок». В целом, за 2009 год в России общий уровень налоговой нагрузки снизился до 30,3% ВВП с 35,6% ВВП в 2008 году, сообщил также сегодня Алексей Кудрин. При этом больше всего снизилось поступление налога на прибыль, НДПИ, таможенных пошлин. Более надежными оказались поступления от НДС и НДФЛ. Наталья Ищенко foto/www.community.livejournal.com Источник bfm.ru |