Российская экономия меняет лицо. Если полгода назад граждане экономили на отдыхе, то теперь жадная лапа кризиса залезла в холодильники россиян — мы стали экономить на продуктах. Как показывает статистика исследовательских центров, меньше и дешевле питаться стали не только небогатые семьи, но и граждане со стабильным материальным положением. Повседневное домашнее потребление — то, что мы с вами приносим каждый день из магазинов и супермаркетов, — стабильно росло до конца февраля. Об этом говорят данные мониторингов, которые регулярно проводят торговые сети и исследовательские институты. К марту рост остановился, теперь начал сокращаться объем ежедневных закупок. Как говорит генеральный директор одной из исследовательских компаний Андрей Федотов, в средней покупательской корзине резко выросла доля продуктов. О том, что чаще всего это продукты не премиального класса, не стоит даже говорить. В первую очередь из списка покупок россияне начали исключать питьевые йогурты, сливочное масло, сок, кофе и пиво. На молоке, майонезе, кефире и туалетной бумаге граждане предпочитают не экономить — без “молочки” не обойдется ни один здоровый организм, а уж без привычного рулончика организму и подавно некомфортно. Есть продукция, производители которой даже в кризис не ощущают проблем со сбытом: спрос на шампуни и гели для душа не только не снизился, но и вырос. Особый бум продаж, когда всевозможные флакончики просто сметали с полок, пришелся на март и февраль — дамы и кавалеры решили обойтись в этом году без излишеств: “Если раньше на 8 марта было принято дарить что-нибудь дорогое, то теперь шампунь воспринимается как вполне адекватный подарок”, — пожимает плечами Федотов. Пересмотреть свои кошельки пришлось и торговым сетям. Сейчас в особом почете у граждан магазины эконом-класса. Кризис заставляет не только меньше есть, но и быстрее бегать: “Мы наблюдаем сейчас такую ситуацию — покупатель активно ищет более дешевый продукт и готов ради этого обойти несколько торговых точек”, — продолжает Федотов. В условиях такой жесткой конкуренции сети стараются избавиться от неэффективных торговых точек. По словам главы одной из ритейл-групп Олега Бакуна, “на рынке сейчас очень много мусора, от которого пора избавляться”: “На волне роста многие компании открывали никому не нужные магазины, которые сейчас не только не работают в прибыль, а приносят убытки”. Избавиться от таких торговых точек тоже проблематично — активы сейчас оценивают куда придирчивее, чем даже несколько месяцев назад. “Надо делать упор на эффективность, — заметил Бакун и добавил: — Систему придется серьезно пересматривать”. В общем, скоро наши пробежки по магазинам могут стать еще длиннее. foto/www.nguoilanhdao.vn Источник mk.ru |