Как только общество ощутило первое дуновение финансового кризиса, тут же активизировались социологи и прочие исследователи общественного мнения. Экспертов интересует не только, как оценивают граждане будущее национальной экономики, а также свое личное финансовое благополучие в ближайшей перспективе, исследователи озадачились другим вопросом, а как изменил кризис эмоциональную жизнь россиянина, систему его ценностей. Людям не до морали и нравственности, рассуждает эксперт ВЦИОМ, директор по коммуникациям Ольга Каменчук. К волнениям и тревогам года минувшего прибавились опасения по поводу роста безработицы и инфляции. Хотя, впрочем, инфляция россиян волновала всегда. Все большее количество россиян обеспокоены кризисной ситуацией, и большинство ожидает финансовых проблем у своей семьи. О.Каменчук отмечает, что первый всплеск тревожности и неуверенности, зафиксированный ВЦИОМом в конце года, пошел на спад. Россияне смирились и со снижением заработной платы, и с сокращением рабочей недели. Уровень тревожности снизился, и в восприятии кризиса россиянами появилось "рациональное зерно". Тем не менее, размышлений о кризисе и сопутствующих ему сложностях не стало меньше. Правда, размышления эти нацелены на решение проблем, а не на "посыпание головы пеплом". Россияне снижают количество запланированных трат, собираются экономить на дополнительном образовании, в том числе и туристических поездках, оздоровительном дорогостоящем спорте. Подобные "затягивания поясов", прежде всего, коснутся так называемого "среднего класса" – именно этот сегмент общества потеряет больше всего. Именно в эти непростые времена может измениться отношение россиян к вечным ценностям – любви и дружбе, семье, детям, романтическим отношениям. В ходе февральского опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения, выяснилось, что количество влюбленных россиян сократилось по сравнению с 2003 и 2008 годом. Сейчас о своей влюбленности уверенно заявляют 45 проц россиян, когда как годом ранее так считали 54 проц, в 2003 году – 53 проц. Выросла также число уверенных в том, что чувство влюбленности не испытывают с 35 проц до 48 проц. Исследователи считают, что чувство влюбленности – состояние волшебной эйфории – сложно испытывать в условиях растущих цен и снижающейся заработной платы. Интересно, что чаще влюбленными оказываются мужчины, а также женатые респонденты. Любовь, по-прежнему, ассоциируется у россиян с семьей, - говорит О. Каменчук. Семья стабильно в ценностях у россиян, продолжает руководитель Управления социальных исследований ВЦИОМ Елена Пахомова. Подавляющее большинство россиян – до 90 проц - говорят о важности дома и очага в их жизни, и по-прежнему важной для россиян остается такая составляющая семейной жизни, как любовь. Кстати, в то, что миром правит любовь, верят 15 проц россиян. Их доля выросла с 11 проц в 2007 году. Кроме того, снизилась доля тех, кто считает, что миром правят деньги - с 54 проц до 39 проц. Правда, эта версия все еще лидирует в вариантах ответа на вопрос, что правит миром. Исследователи отмечают, как оно и бывает в кризисные времена, выросла доля уверенных в том, что миром правит высшая сила /c 10 проц до 19 проц/.Таким образом, наступают "золотые времена" для магов, гадалок и прочих оракулов. В любовь с первого взгляда верят 59 проц россиян – в равной степени и мужчины, и женщины, и женатые, и неженатые. Интересны результаты исследования в области первой любви россиян. Большинство россиян /38 проц/ впервые влюбились в возрасте от 13 до 16 лет. 21 проц - в возрасте 17-19 лет, 18 проц затруднились ответить. Беспокойство у социологов вызывает группа населения, которая говорит о первой влюбленности, наступившей уже после 20. По мнению экспертов ВЦИОМ, столь поздние первые любовные переживания говорят о завышенных требованиях к партнеру, наличии барьера к межличностным коммуникациям и др. Создавать семью с первой любовью россияне не привыкли. 59 проц опрошенных россиян жениться /выходить замуж/ по причине первой любви не стали. Исследование выявило, что наиболее романтично настроенные россияне проживают в Уральском Федеральном округе и Северо-западном Федеральном округе. Респонденты из этих регионов чаще других "ходят на свидания" и говорят, что "миром правит любовь". А наиболее меркантильны - жители Центрального Федерального округа, Сибирского и Дальневосточного Федеральных округов. Среди жителей эти регионов высока доля тех, кто считает, что "миром правят деньги". Эксперты ВЦИОМ отмечают, что пока кризис не сказался на планах россиян по рождаемости, хоть и обесценил такие сущности как экология, демография, мораль и нравственность. "Кризис должен быть очень долгим по времени, чтобы изменилось намерение рожать или не рожать", - сказала Е.Пахомова. А вообще, финансовая нестабильность, кризис укрепит семьи россиян. "Сейчас россияне начинают ценить тыл, ведь в кризис люди вспоминают о близких", - комментирует О.Каменчук. Гражданам очевидно, что карьера, дорогие машины и модные вещи - дело второстепенное, а в семья в таком случае становится "тихой гаванью". Семейные ценности возобладают… от испуга, считает О.Каменчук. Е.Пахомова, в свою очередь полагает, что "связи на стороне" потеряют былую популярность – слишком уж недешевое это удовольствие. Семья – последний оплот для россиянина, говорят социологи, отмечая, что эта сфера - единственная управляемая стабильность, которая доступна нашим гражданам. foto/www.openfile.ru Источник prime-tass.ru |