Гламур уходит из Москвы. Ряды шикарных витрин на центральных улицах столицы уже прорежены запылившимися стеклами и закрытыми дверями с первыми следами ржавчины на замках. И повсюду красуются объявления: “Уважаемые дамы и господа! Наш магазин закрыт”. В ходе недолгой прогулки по дорогим шопинг-маршрутам в окрестностях Красной площади корреспонденты “МК” насчитали не менее 20 таких бумажек на дверях недавно процветающих бутиков и ресторанов. Это — уже тенденция.
“Сдается”, “Аренда”, — такие объявления тоже расклеены везде. Для примера мы позвонили по одному.
— У нас есть несколько торговых помещений, — явно обрадовавшись клиенту, вступает в разговор мужчина на другом конце провода, — Могу рассказать о ценах: Спасонавливковский переулок — 78 “квадратов” $1000 в год за метр, Варсонофьевский переулок — 161 квадратный метр по $1100 в год за метр, Покровка — 91 квадратный метр по $1200 в год за метр. А вы подо что арендуете?
— …Под книжный магазин.
— Тогда вам в самый раз на Покровке, там до октября магазин антикварных книг был. Причем тогда я просил $2200 за метр, а сейчас в связи с кризисом сдаю всего лишь за $1200, — продолжает уговаривать мужчина.
Но, видно, и снижение ценовой планки даже на тысячу “зеленых” не дает результата, раз помещение пустует с октября прошлого года.
Главная причина, по которой предприятия торговли снимаются с насиженных мест, банальна: падение продаж. Доходов торговой точки не хватает хозяевам, чтобы заплатить за аренду помещений и оплатить труд сотрудников.
“Сейчас многие арендаторы пытаются договориться с собственниками о снижении арендных ставок на 30—40%. Если компромисса достичь не удается, магазину лучше поискать себе другое пристанище или самоликвидироваться, чем работать в убыток”, — рассказали “МК” в консалтинговой компании, занимающейся сферой ритейла. Как правило, с центральных улиц столицы предприятия торговли перебираются в торговые комплексы, расположенные за границами Третьего транспортного кольца, где аренда дешевле.
По словам экспертов, с осени прошлого года самые большие потери в Москве понесла торговля книгами, лекарствами и мобильными телефонами. В условиях кризиса расходы вынуждены оптимизировать даже известные и крупные сети.
Первым делом они закрывают те точки, которые проработали менее года: очевидно, что в ближайшей перспективе шансов выйти на самоокупаемость у них нет. Более-менее сносно обстоят дела у магазинов, торгующих нижней и верхней одеждой, хотя количество покупок в них снизилось уже примерно на 15—20%. Продуктовые магазины, не бравшие кредитов на развитие, кризис в основном пока не затронул: высокие обороты (кушать, как известно, хочется всегда) позволят большинству из них еще долго держаться на плаву.
Ну а вошедший в анекдоты московский гламур страдает в самую первую очередь. От салона на Большой Лубянке осталась лишь красочная вывеска — “Галерея свадебной моды”. Под ней — проржавевшая входная дверь, исписанная аэрозольным баллоном.
— Съехали они еще в конце прошлого года, — говорит продавец-консультант магазина, расположенного в доме неподалеку. — Что случилось? Да как у всех — кризис “заел”, вот арендную плату и не потянули.
Да что там гламур, даже церковь — и та стала заложником финансовых проблем. К примеру, монастырю на улице Рождественке пришлось перенести свою церковную лавку из отдельно стоящего здания внутрь храма.
— Так случилось, — смиренно поясняет служитель церкви. — Уменьшились объемы продаж нашей продукции, вот и приходится экономить.
Анекдот дня
Разговаривают хозяева двух магазинов.
— Ну как, твое объявление в газете дало результат?
— Еще какой! Позавчера я дал объявление о том, что ищу ночного сторожа, а вчера ночью меня обворовали.
foto/www.torg.nall.ru
Источник mk.ru