Российские авиаперевозчики массово объявляют о сокращении топливного сбора. Авиакомпания UTair отменила с 1 февраля топливную надбавку при продаже билетов на все рейсы. «Аэрофлот» снизил топливный сбор на направлениях внутри России и СНГ с 35 евро до 20 евро и, кроме того, отменил топливную набавку на направлениях Москва—Киев, Москва—Симферополь, Москва—Днепропетровск. Авиакомпания «Сибирь» также снизила тарифы по ряду направлений, в частности на рейсах Москва—Хабаровск, Москва—Киев, Москва—Симферополь. При этом в пионерах была авиакомпания «Трансаэро», которая отменила сборы на все рейсы по России с 1 ноября 2008 года. Затем последовали еще некоторые. Авиакомпания «Уральские авиалинии» снизила с 11 января в два раза топливные сборы на регулярных международных направлениях в Европу. Авиакомпания «Россия» уменьшила с 15 января размер топливного сбора на направлениях внутри страны и за рубежом в среднем на две тысячи рублей. Напомним, что топливные сборы были введены, чтобы, не повышая цены на билеты, компенсировать расходы авиаперевозчиков на авиакеросин. Эта составляющая появилась в стоимости авиабилетов весной 2008 года. По данным компании «Авиационный чартерный сервис» (АЧС) доля топливного сбора в стоимости авиабилета у разных авиаперевозчиков варьируется. В среднем это 5-10% от цены билета. В течение последних двух лет, когда цены на нефть и бензин уверенно шли вверх, стоимость авиакеросина для перевозчиков увеличилась в четыре раза. Топливо продолжало дорожать даже несмотря на то, что цены на нефть на мировых рынках начали уверенно снижаться. Пиковых значений цена на авиакеросин (32-34 тысячи рублей за тонну) достигла в середине 2008 года. За последние полгода стоимость авиационного керосина сократилась примерно в два раза. Сейчас, по данным консалтингового агентства «Инфомост», она составляте 14-16 тысяч за тонну. «Цена на авиатопливо была снижена благодаря административному рычагу, — отмечает директор по развитию АЧС в СНГ Сергей Вехов. — Тогда правительство озаботилось тем, что цены на нефть упали, а цены на бензин и керосин не снижались. Цена на авиакеросин привязана к цене на бензин с временным лагом 1—2 месяца». Напомним, что в октябре президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с вице-премьером Игорем Сечиным назвал ситуацию с ценами на топливо «безобразием» и дал нефтяным компаниям две недели на снижение цен. Одной из первых о 12-процентном снижении оптовых цен на авиакеросин и 4–5-процентном на бензин объявила «Газпром нефть». По данным Росстата, уже в декабре снижение потребительских цен на автомобильный бензин было отмечено в 81 субъекте РФ. Самое значительное снижение было зафиксировано в Республике Тыва — на 20%. В Москве и в Санкт-Петербурге потребительские цены на бензин за декабрь в среднем стали ниже на 7,9%. Но, как отмечают опрошенные BFM.ru эксперты, нынешнее решение авиаперевозчиков о снижении цен на авиабилеты обусловлено вовсе не снижением затрат на авиаперевозки: отмена топливного сбора является скорее маркетинговым ходом. По словам генерального директора компании «Инфомост» Бориса Рыбака, у авиакомпаний нет никаких ограничений по стоимости тарифов. Тем не менее, при четырехкратном подорожании топлива за последние два года стоимость авиабилетов выросла в два раза. «Сейчас, в кризис, авиакомпании теряют пассажиров, потому они вынуждены снижать стоимость авиабилетов». «Сейчас авиакомпании пытаются решить проблему с малой заполняемостью самолетов. По установленной квоте для внутренних рейсов заполняемость лайнеров должна составлять 75-80%, для зарубежных рейсов — примерно 50%. Сейчас эти квоты абсолютно не выдерживаются. И компании вынуждены делать все, чтобы исправить ситуацию», — отмечает Вехов. Еще в самом начале кризиса, в сентябре 2008 года, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) заявила о том, что объем пассажирских перевозок во всем мире упал впервые за пять лет. Уже в октябре, по информации Международного совета аэропортов (ACI), аэропорты мира снизили пассажиропоток на 3,4% по сравнению с октябрем 2007 года (данные по 1,6 тыс. аэропортов в 175 странах, обеспечивающих 70% мирового трафика). Причем в российских компаниях пассажиропоток снижался ускоренными темпами. Так, UTair, к примеру, за октябрь-ноябрь 2008 года отметил 36-процентное снижение пассажиропотока. Авиакомпания «Сибирь» (бренд S7) прогнозируют снижение в 2009 году пассажиропотока на 10%. У компании UTair более пессимистичный прогноз: сокращение пассажиропотока на 30%. Также снижения ожидают в «Трансаэро» и «Аэрофлоте». Тем не менее, как отмечает Борис Рыбак, отмена или снижение топливного сбора не ударит по выручке компаний. Ведь в прямых эксплуатационных затратах авиаперевозчиков стоимость топлива составляет 60-70% на самолетах российского производства и 25-30% — на зарубежных авиалайнерах (в стоимости билета реальные затраты на авиатопливо составляют 40-50%), так что со снижением стоимости авиакеросина доля затрат авиаперевозчиков значительно уменьшилась. «В европейской части России сумма различных надбавок, включаемых в стоимость билета, составляет порядка 100 долларов. Пассажиры платят за так называемое аэропортное обслуживание (примерно 37 долларов) и прочее», — поясняет Борис Рыбак. Отметим, что при официальном снижении цены на авиатопливо в ряде регионов России авиатопливо стоит дороже, чем до кризиса. Как отмечает анонимный источник BFM.ru, в екатеринбургском «Кольцово» стоимость топлива может достигать 40 тысяч рублей за тонну керосина. В Норильске тонна керосина в январе стоила 41 тысячу рублей. Похожая ситуация на Дальнем Востоке. Эксперт объясняет это «жестким монополизмом», складывающихся в ряде регионов России. Добавим, что из-за сочетания этого фактора с фактором снижения пассажиропотока за последние полгода с рынка уже ушли авиакомпании альянса AiRUnion (включает авиакомпании «КрасЭйр», «Домодедовские авиалинии», «Самара», «Омскавиа», «Сибавиатранс») и хабаровская «Дальавиа». Яна Милюкова foto/www.florentia.livejournal.com Источник bfm.ru |