Экономический кризис углубляется. По прогнозам помощника Президента Аркадия Дворковича, его пик придется на конец второго квартала 2009 года, однако есть шансы, что уже в третьем квартале начнется постепенное улучшение. Начавшись в кредитно-финансовой сфере, к настоящему времени он уже добрался и до реального сектора, причем несколько раньше, чем ранее прогнозировалось некоторыми экспертами. Одним из проявлений кризиса является резкий рост задолженности практически во всех сферах экономики. Он наблюдается и в промышленности, и в торговле, и в банковской сфере. Главной причиной этого является чрезмерная ориентация субъектов хозяйственной деятельности на кредитные ресурсы в своем развитии, и как только возникли сложности в сфере кредитования – рост кредиторской задолженности начал напоминать снежный ком. Интересно, однако, что те компании, которые опирались главным образом на собственные силы, и использовали кредиты в ограниченных объемах, получили новых условиях определенные конкурентные преимущества и сейчас находятся на подъеме. Конечно, государство предпринимает без преувеличения гигантские усилия для разрешения ситуации. Одно перечисление принятых мер заняло бы несколько страниц. Насколько они будут действенны, покажет время. Но это, конечно, не означает, что частный сектор должен просто сидеть с протянутой рукой и ждать, когда в нее капнет госпомощь. Все кредиторы активно занимаются работой по взысканию долгов. Отчасти это идет по линии собственных служб безопасности компаний, но все больше и больше – по линии коллекторских агентств. Собственные СБ явно не справляются с этой работой, причем это связано отнюдь не с их «непрофессионализмом», а лишь с тем простым обстоятельством, что скачкообразно возросли объемы работ. Именно поэтому растет спрос на коллекторские услуги, причем он заметно превышает предложение. В эту сферу уже подтянулись и компании, ранее специализировавшиеся в других сферах. Следует также отметить, что существенно изменилась структура долгов. Ранее коллекторы занимались преимущественно получением долгов с физических лиц, а сейчас растет доля корпоративной задолженности, и с этим многие вообще не умеют работать – из первой десятки коллекторов лишь 3 предоставляют услуги в этой сфере. Многие «старые» коллекторы, «заточенные» на работу с физическими лицами, просто не представляют себе, как работать с корпоративными долгами (хотя и они без работы не останутся – задолженности по ипотеке, авто- и розничному кредитованию также растут). Полагаю, что новые условия предъявляют новые требования к коллекторам, заставляют их несколько шире и под другим углом зрения взглянуть на свою работу. Какие к ним, собственно, предъявляются требования? Естественно, получить долг, причем обычно – с упором на внесудебные процедуры. И для решения этих задач у «традиционных» коллекторов множество совершенно легальных и нередко – изощренных методов получения долгов. Только вот будут ли они работают в новых условиях? Одно дело – когда компания (или человек) просто не хочет платить долг, имея если не все, то по крайней мере определенные возможности для этого. И совсем другое – кризисные условия, когда зачастую платить просто нечем. Полагаю, по мере нарастания проблемы задолженности такие методы будут давать все больше и больше сбоев. Что можно сделать с человеком, взявшим ипотеку и потерявшим работу? Выбросить его на улицу и выставить квартиру на торги, в условиях, когда рынок стоит? Или предприятие, которое «лежит» – попытаться забрать за долги? И что с ним делать потом? При этом вряд ли произойдет возрождение «терморектальных» методов 90-х годов. А вот появятся ли какие-то новые методы? Да собственно, они уже появились. Думаю, их можно объединить под условным названием «антикризисная медиация». Ее суть – в поиске гибкого сочетания интересов кредитора и должника, и, возможно, третьей стороны в виде государства или частника. И в этих процессах на первый план выходят аналитики и переговорщики, имеющиеся в антикризисных консалтинговых компаниях. Именно они способны убедить кредитора, что «сразу» получить долг невозможно (хотя есть и все правовые основания для этого), а вот постепенно – да, реально. И предложить заемщику именно такую схему оплаты долга, которая соответствовала бы его реальным возможностям. А если кредитору, который и сам является заемщиком, действительно необходимы деньги «сразу» - найти «третью сторону», которая способна санировать этот долг. Достаточно много сегодня говорится о том, что государство выделило значительные финансовые средства для оказания помощи реальному сектору, но вот по разным причинам они либо не доходят до него, либо доходят в значительно меньших объемах и на малоприемлемых условиях. И здесь антикризисные медиаторы вполне способны помочь – войти в соответствующий переговорный процесс со всеми участниками и добиться взаимопримлемого решения – а может быть, на кого-то и надавить. Ведь в условиях кризиса объемы работ настолько велики, что у государства просто не хватает сил, чтобы проконтролировать все и вся. Можно привести еще множество примеров, когда от коллекторов потребуется расширить горизонт своей деятельности, под другим углом зрения взглянуть на свою работу и ее результаты. Понадобится умение не просто защищать интересы клиента, а приводить их в соответствие с интересами и оппонента, и «третьей стороны» - и государства тоже. И именно таким образом коллекторы, доросшие до антикризисных медиаторов, смогут внести свой позитивный вклад в разрешение общей кризисной ситуации. Александр Орфенов foto/www.uralpolit.ru Источник advisers.ru |