Компания Profi Online Research опубликовала результаты исследования, посвященного подведению итогов уходящего года, и планам россиян на 2009 год. Исследование проводилось методом интерактивного опроса среди жителей городов-миллионников. Общая выборка составила 600 человек. Исследование показало, что уходящий год многие наши соотечественники оценивают крайне неоднозначно. Финансовые потрясения, всколыхнувшие весь мир, не могли не сказаться на их жизни. Если накануне 2008 года 83% наших сограждан могли похвастаться тем, что уходящий год сложился для них вполне удачно, и только 4% отметили, что успех отвернулся от них, то перед 2009 годом ситуация кардинально поменялась. Только треть опрошенных россиян заявили, что в целом удовлетворены уходящим годом. В прошлом году таких оптимистов было почти в два раза больше /58 проц/. Неудачным уходящий 2008 год назвал каждый десятый респондент. Год назад таковых было всего 4 проц. Скорее неудачным для себя посчитали 2008 год более трети респондентов /33 проц/. В канун 2008 года 2007 год скорее неудачным назвали лишь 7 проц опрошенных россиян. Таким образом, пессимистически оценили 2008 год в "личном преломлении" около половины опрошенных россиян – 43 проц. В ходе опроса граждане часто сетовали на возникшие финансовые проблемы и указывали на то, что в следующем году не смогут удовлетворять свои потребительские нужды за счет получения кредитов. В частности, популярными были заявления о том, что кто-то лишился работы, кому-то урезали зарплату, некоторым отказали в кредите на покупку машины или квартиры. Как результат – многим планам и мечтам в 2008 году не суждено было сбыться. Порядка 17% затруднились ответить на данный вопрос. Понять, к какой социальной группе относятся эти "молчуны" без дополнительных исследований, пожалуй, невозможно. Скорее всего, это те россияне, которые имели на начало кризиса небольшие зарплаты и фактически нулевые перспективы карьерного роста: проще говоря, в период кризиса им нечего бояться, потому как нечего собственно и терять. В тоже время, отвечая на вопрос о том, каким был для вас уходящий год, большинство респондентов говорили о том, что они были "заряжены на работу" и карьерный рост. В прошлом году, среди своих планов россияне называли такие вещи как: продвижение по карьерной лестнице (31%), открытие собственного бизнеса (25%) и смена места работы (25%). Теперь люди надеются на то, что в наступающем году их не уволят (25%). Многие шутят: «Лучший бонус, который можно получить в 2008 году – это работу в 2009». Теперь мечты людей стали более неопределенными и перешли из разряда конкретных материальных целей, (таких, как покупка недвижимость, машины, ремонт и т.д.), в категорию чего-то абстрактного. Среди своих планов россияне называют нематериальные вещи: мир во всем мире, любовь, сотворение чего-то доброго и ценного для окружающих и др. Покупка недвижимости, машин, поездки за границу стали для многих заоблачными целями, к которым всего несколько месяцев назад они были близки. Кризис сильно задел спокойствие и благополучие многих. Если в прошлом году только 7% хотели «начать все сначала», то теперь строить свою жизнь заново планируют 12%. А 3%, видимо, оказались настолько сломлены и разбиты, что вообще пока отказываются что-либо планировать. Отметим, что в прошлом году в ходе опроса практически никто не указал на то, что у него нет планов на следующий год. Есть и весьма интересные наблюдения. Так число россиян, желающих в 2009 году начать свой бизнес, практически не уменьшилось по сравнению с цифрами "по этой же графе" в канун 2008 года – 23 проц против 25 проц. Можно сделать вывод о том, что те россияне, которые настроены вести свой бизнес в РФ прекрасно понимают, что и при благополучной экономической ситуации в стране, и в период кризиса открывать свое дело, продираясь сквозь бюрократические барьеры, одинаково трудно. Купить машину в канун 2008 году желали 28 проц респондентов, а сейчас о таких планах говорят лишь 12 проц опрошенных. Сокращение потенциального числа автомобилистов в период кризиса /а также, возможно, замены старого авто на новое/ вполне закономерно – для многих наших соотечественников из-за снижения доходов и ужесточения программа автокредитования купить машину в кредит не представляется возможным. Сократилось и число желающих купить квартиру - в канун 2008 году об этом заявили 21 проц опрошенных, а сейчас о планах приобрести квартиру в 2009 году говорят лишь 16 проц респондентов. В период кризиса россияне стали меньше обращать внимание на свое здоровье. Заниматься спортом в канун 2008 году собирались начать 31 проц опрошенных, а в канун 2009 году таковых осталось лишь 10 проц. Курить в декабре 2008 года собирались бросить 16 проц из общего числа опрошенных россиян, а сейчас об избавлении от этой вредной привычке говорят лишь 3 проц респондентов. Налицо увеличение депрессивных настроений среди россиян в период кризиса. Похоже, наши соотечественники "классически" переживают финансовые неурядицы: спад эмоциональной и физической активности на фоне психологического напряжения из-за потери уверенности в завтрашнем дне, не могут в полной мере компенсировать предстоящие новогодние праздники. В ходе исследования специалистами компании была выявлена интересная тенденция: если прошлый год с настоящей елкой встречала половина россиян, то в этом году только 37% планируют поставить дома живое дерево, 12% вообще отказались от этой затеи. Однако елка до сих пор является неотъемлемым атрибутом праздника. Сокращение численности живых деревьев в домах свидетельствует, по мнению экспертов компании Profi Online Research, о «европеизации» образа жизни россиян. Покупая искусственные елки, граждане объясняют свой выбор тем, что это позволяет разрешить им ряд проблем: начиная от ежегодной траты денег и времени на покупку новогоднего дерева, и заканчивая сохранением лесных массивов нашей Родины. Кризис заставил большее количество россиян встретить Новый 2009 год дома. Согласно полученным данным, прошлый год 61% россиян встречали дома – они уверены в том, что это семейный праздник и отмечать его надо в кругу родных и близких людей, 18% отправились в ночные клубы и рестораны, 19% - за границу. В этом году картина изменилась. Видимо, кризис заставил людей пересмотреть свои планы. Порядка 75% планируют встретить этот год дома, 13% - в ночном клубе или ресторане. По прогнозам компании Profi Online Research выезды заграницу в этом году сократятся почти вдвое. Отдельный блок исследования был посвящен вопросу возвращения в рабочий ритм после длительных новогодних праздников. Несмотря на кризис, растущую безработицу и сокращение доходов многих семей, к встрече нового года и Рождества россияне готовятся основательно. Некоторые (13%) с ужасом думают о том, как сложно им будет входить в рабочий ритм и какими усилиями придется заставлять себя работать. Но эта группа "товарищей" явно в меньшинстве по сравнению с теми, кто не видят проблемы в том, что долгие по времени зимние каникулы смогут выбить из рабочего ритма. Для 70% респондентов работа не кажется чем-то страшным, чего стоит действительно бояться после затяжного отдыха. «Каникулы» только помогут им собраться с силами. Остальные 17% предпочитают адаптироваться постепенно, что позволит легко войти в трудовой ритм жизни. В целом, можно сделать вывод, что россиян не пугают столь длительные праздники. Для 80% возвращение к своим должностным обязанностям не кажется страшным: их руководству не приходится прибегать к использованию каких-либо уникальных способов, чтобы ввести сотрудников в рабочий ритм – все происходит само собой. Порядка 10% опрошенных рассказали, что их руководители стараются организовать день, пытаясь контролировать соблюдение графика работы и требовать выполнения запланированного. Для многих (9%) дополнительные совещания и встречи с руководством являются прекрасным стимулом начать эффективно трудиться. При этом в условиях кризиса, говорят работодатели, лучшая стимуляция сотрудника после новогодних каникул – это сохранение его рабочего места в 2009 году. foto/www.verbena-travel.ru Источник prime-tass.ru |