Например, приток клиентов - юридических лиц в Сбербанк увеличился в 5-6 раз. Открываются новые отделения, однако новых работников банк набирать не намерен даже взамен уволившихся. Крупнейший банк страны (по совместительству - второй по величине работодатель со штатом в 250 тысяч человек) на фоне кризиса пользуется все большим доверием коммерческих и частных клиентов. Бизнесмены переводят сюда счета из частных банков, обычные граждане переводят свои вклады. Положение Сбербанка уникально: он демонстрирует рост, в то время как объем работы у конкурентов сокращается. НЕВОСПОЛНЯЕМЫЕ ПОТЕРИ Увеличение нагрузки совпало с проведением реформы кадровой политики, инициированной Германом Грефом несколько месяцев назад. Одна из главных целей преобразований - оптимизация численности персонала. В своем последнем письме, отправленном сотрудникам по электронной почте в начале ноября, глава Сбербанка отметил, что "в течение пяти лет предстоит уменьшить общее число сотрудников, которые сегодня работают в банке". Директор управления общественных связей Сбербанка Ирина Кибина заявила "Труду": - В настоящий момент Сбербанк России не готов назвать количество сокращаемых сотрудников. Сокращение численности в случае принятия решения будет постепенным, в первую очередь за счет сокращения существующих вакансий и незаполнения тех, которые образуются в результате перехода сотрудников на другую работу. Банк не набирает новых сотрудников, но при этом новые отделения и допофисы открываются. - Работников для них предлагается изыскивать из внутренних резервов, то есть персонала, - говорит сотрудник одного из отделений банка в Санкт-Петербурге. Между тем в некоторых отделениях существует значительная текучка. - Я проработал в Сбербанке три года, за это время в нашем отделении сменился весь штат. Разве что начальники остались прежние, - говорит бывший сотрудник компании Иван. Теперь, когда вакансии Сбербанка отозваны, работу ушедших сотрудников приходится перераспределять между оставшимися. ОТ АВРАЛА К АВРАЛУ Многим сотрудникам непросто справиться с возросшими нагрузками. Рабочий день операциониста сектора обслуживания юридических лиц Светланы заканчивается в 17.00. До 16.30 она обязана работать с клиентами. За оставшиеся полчаса закончить работу со всеми документами не удается никогда. Приходится задерживаться на час и больше. Это время дополнительно не оплачивается. Еще одна сотрудница, Наталья, говорит, что операционист часто даже не может отлучиться в туалет: поток людей не останавливается ни на минуту. Самое страшное - работать в субботу, когда за коммунальные услуги приходят платить те, кто не может сделать это в рабочие дни. Владислав, инкассатор Сбербанка, отмечает, что из-за того, что инкассаторов не хватает, ему приходится работать без выходных. А когда приходит время квартального отчета, то в субботу на работу приходят все сотрудники филиала. Одним из последних новшеств в Сбербанке было введение плавающего обеда - с 12 до 16. В это время каждый сотрудник может уйти на часовой перерыв, начало которого определяет старший сотрудник отделения на утреннем собрании. Однако во многих отделениях банка руководство так до сих пор и не систематизировало работу по новому графику. В результате сотрудники порой остаются вообще без обеда. - Хорошо, если удастся урвать 15 минут на перекус: ведь двери мы не закрываем, а клиенты идут постоянно, - говорит сотрудница кредитного отдела Ангелина. РЕЖИМ ЭКОНОМИИ - С приходом Грефа премии урезали, и достаточно существенно. Так, квартальные выплаты раньше доходили до четырех окладов, теперь - меньше двух, - отмечает сотрудник отдела по обслуживанию юридических лиц Антонина. Она утверждает, что сотрудникам даже приходится покупать канцтовары на свои деньги. - Мы постоянно заказываем канцтовары, но пока нам в отделение не прислали ни одной ручки, - подводит итог Антонина. На недостатки технического оснащения жалуются многие. Например, сотрудница кредитного отдела банка Ольга рассказывает: - У нас в кабинете на пять столов один принтер, мы не успеваем все распечатать, и из-за этого процесс оформления кредита проходит медленнее, клиенты нервничают. Оформ-лением кредитов занимаются сразу несколько специалистов, документов так много, что их приходится раскладывать на полу, чтобы не перепутать и не потерять драгоценное время. Клиенты едва не ходят по этим бумагам. - Операционистам, которые работают с физическими лицами (например, занимаются приемом коммунальных платежей. - "Труд"), приходится помимо своих рабочих обязанностей заниматься продажей лотерейных билетов и монет, - рассказывает работник Сбербанка Сергей.При этом если операционный отдел не продает определенного количества коллекционных монет и билетов - а в каждом отделении оно разное и зависит от количества жителей, - то всех лишают премий. Маргарита, операционист из отделения Сбербанка в небольшом подмосковном поселке, говорит, что их норма продаж - 10 российских коллекционных монет и 100 билетов. При этом руководство отслеживает, кто и как их продает. Если кому-то удается всучить клиенту монету или билет, то вовсе не обязательно, что он получит премию. Ведь общий план продаж все равно может быть не выполнен. - Какие монеты? - удивляется Маргарита. - У нас клиенты - одни бабушки. Вы не представляете, как унизительно приставать к каждому клиенту с вопросом: "Не хотите ли приобрести билетик?" СКОЛЬКО ПОЛУЧАЮТ СОТРУДНИКИ СБЕРБАНКА*(В РУБЛЯХ) 13 000 операционист без опыта работы 18 000 операционист по приему коммунальных платежей 29 000 кредитный инспектор 34 000 операционист сектора обслуживания юридических лиц с опытом работы 38 000 начальник сектора обслуживания юридических лиц * средний ежемесячный доход после уплаты налогов в Москве Источник: собственные данные Староверова Екатерина foto/www.sostav.ru Источник trud.ru |