Предложение снизить таможенные пошлины на импорт новых иномарок в Россию высказал в письме к Владимиру Путину заместитель министра экономического развития Сергей Слепнов. Соответствующий документ публикует сегодня Slon.ru. В письме приводится несколько аргументов в пользу возвращения таможенных ставок на прежний уровень. Во-первых, Минэкономразвития отмечает, что новые иномарки не являются ценовыми конкурентами отечественным автомобилям и собираемым иномаркам в России. В письме приводятся данные Росстата: средняя потребительская цена отечественного автомобиля в 2009 году составила $7 398, иномарки, собираемой в России - $13 788, а нового импортного автомобиля - $21 113. Кроме того, сохранение высокого уровня таможенных пошлин может привести "к техническому застою, снижению стимулов для модернизации, инновации производства", а также к "злоупотреблениям монопольным положением на рынке". Третий аргумент, который говорит в пользу снижения таможенных пошлин, по мнению МЭР - высокие таможенные пошлины являются постоянным предметом критики со стороны торговых партнеров России (в частности, ЕС) с точки зрения соблюдения Россией деклараций G-20 в области нерасширения протекционизма. Поэтому Минэкономразвития пришло к выводу, что целесообразней сейчас снизить таможенные пошлины. Однако речь идет только о возвращении на прежний уровень таможенных ставок для новых автомобилей. Вопрос о ликвидации таможенных барьеров для импорта подержанных иномарок Минэкономразвития даже не поднимает, считая правильным. Напомним, что в январе 2009 года таможенные пошлины на ввоз новых автомобилей (до трех лет) в Россию увеличились с 25% до 30% от стоимости автомобиля. Ставки на машины в возрасте от 3-5 лет выросли с 25% до 35%, на авто старше 5 лет стали фактически запретительными. Предполагалось, что эта мера как поддержка отечественного автопрома во время кризиса продлится в течение 9 месяцев. Но осенью прошлого года правительство решило продлить действие пошлин как минимум до 1 июня 2010 года. Согласно программе развития автопрома до 2020 года, одобренной правительством в этом месяце, высокие пошлины предлагается оставить на десять лет. Минпромторг против Минпромторг является оппонентом Минэкономразвития в этом вопросе, считая, что высокие таможенные пошлины помогут российскому автопрому развиваться, причем, не только "АвтоВАЗу", но и другим иностранным автопроизводителям, которые подписали соглашения о промсборке машин на территории России. Высокие таможенные пошлины уже привели к положительным результатам, считают в Минпромторге. Объем импорта новых иномарок сократился почти в 3,2 раза, тогда как доля автомобилей российского производства выросла по легковым автомобилям с 40,2% в 2008 году до 51,5% в 2009 году. Ввоз иномарок со сроком эксплуатации до 5 лет рухнул в 30 раз: сейчас их доля на рынке - всего 2,4%. В российском представительстве Renault RB.ru отмечают, что повышение пошлин на импорт, возможно, даже помогло компании в части продаж Logan, которые собираются в России и составляют 80% от всех продаж компании. По итогам 2009 года Logan стал самой продаваемой иномаркой в России, потеснив прежнего лидера Ford Focus. Однако если снижение пошлин на импорт сможет привести к оживлению российского авторынка, то это бы оказало благоприятное воздействие на всех участников рынка, говорит RB.ru директор по связям с общественностью Renault в России Оксана Назарова. В стратегии развития автопрома до 2020 года, одобренной правительством России, говорится о необходимости сохранения повышенных пошлин на импорт автомобилей, как поддержанных, так и новых. Причем, эта стратегия уже была согласована с ведомствами, в том числе, с Минэкономразвития, говорят RB.ru в пресс-службе Минпромторга. По плану развития автопрома к 2020 году выпуск новых легковых машин в России вырастет до 3,15 млн штук, 80% которых будет приходиться на машины местного производства, и только 20% - на импорт автомобилей. В Минпромторге считают, что вернуться к обсуждению вопроса о снижении таможенных ставок на ввоз иномарок можно не раньше 2015 года, когда российский автопром вырастет и окрепнет, говорят RB.ru в ведомстве. По мнению директора по маркетингу компании "Соллерс" Валерия Тараканова, которое он озвучил на автомобильной конференции Адама Смита, причиной глубокого падения автомобильного рынка в 2009 году (как легкового, так и грузового) является не повышение таможенных пошлин, а в первую очередь, девальвация рубля в начале 2009 года. На падение рынка также оказали влияние сокращение автокредитования (с 45% до кризиса до 10-15% в 2009 году) и падение потребительской активности (впервые за 8 лет произошло снижение реальных доходов россиян). Ольга Самофалова foto/www.comavto.ru Источник rb.ru |