Глобальный экономический кризис повлиял на многие сферы жизни человечества, причем некоторые изменения оказались достаточно неожиданными. Еда Исследование, проведенное Университетом Мэриленда позволило обнаружить любопытную закономерность: в период кризиса люди предпочитают есть "нездоровую", но приятную для них еду. То есть, условно говоря, салату из капусты они предпочитают булочку. Этому, по мнению психологов, есть две причины. Во-первых, "вредная" еда дешевле, во-вторых, она "комфортней". Дело в том, что в трудные времена человек склонен искать комфорт. Пресловутая булочка и олицетворяет комфортность. Статус Иная кризисная закономерность была обнаружена специалистами из бизнес-школы Келлог. Как оказалось, в периоды трудностей покупатели предпочитают тратить большие - часто несоразмерные с их финансовыми возможностями - суммы денег на покупку "статусных" предметов. "Статусными" могут быть автомобили, часы, галстуки, костюмы и пр. вещи, которые в глазах потребителя ассоциируются с материальным благосостоянием и весом в обществе. Зачастую, чем хуже ситуация для потребителя (например, чем выше риск утраты работы), тем больше шансов на то, что он купит дорогую "статусную" вещь. Избиение младенцев Исследование Калифорнийского Университета показало, что в трудные времена на свет появляется намного меньше мальчиков. Этот вывод пока не был подтвержден иными исследованиями и основан на исторической статистике: анализировались данные по Швеции в период с 1751-го по 1912 год и США, в период с 1930 по 1970 годы. Авторы гипотезы предложили два объяснения этому феномену. Первое гласит, что подобным образом женский организм, находящийся под воздействием мощного стресса, отторгает более "слабые" (мужские) эмбрионы; второе, что отсеиваются более больные эмбрионы, большинство которых опять-таки составляют мужские. Любопытно также, что представители сильного пола, родившиеся в трудные времена, как правило, обладают лучшим здоровьем и живут дольше, чем мужчины, появившиеся на свет в более благополучные эпохи. Женское лицо В 1980 году американский криминолог Джейн Чэпмен опубликовала книгу "Экономические Реалии и Женщины-Преступницы", в которой она доказывала, что во времена экономических кризисов представительницы прекрасного пола чаще совершают преступления. Впоследствии эта теория была многократно подтверждена и объяснена. В частности, считается, что женщины больше, чем мужчины страдают от безработицы и быстрее оказываются без средств к существованию; кроме того, женщины более подвержены воздействию стресса. Суеверия Американская Ассоциация Независимых Гадателей отмечает, что во времена кризисов популярность их услуг заметно возрастает. Кроме того, существенно увеличиваются продажи различных талисманов. В свою очередь, совместное исследование психологов Университета Техаса в Остине и Северо-Западного Университета показало, что популярность различного рода суеверий в период экономического спада достигает невиданных масштабов. Причем, наиболее подвержены суевериям вполне здравые и серьезные люди, работающие в системе финансов. Авторам этого исследования удалось документально подтвердить, что, например, китайские трейдеры и инвесторы предпочитают покупать ценные бумаги, ассоциируемые с цифрой 8 - по китайским представлениям, несущей богатство. Сила подражания Исследование Университета Северной Каролины подтвердило старую истину о том, что люди склонны обезьянничать. В результате серии психологических экспериментов было установлено, что если в небольшом коллективе появляется человек с симптомами гриппа (по сценарию, это был совершенно здоровый актер), то в скором времени большинство здоровых людей, находящихся в этом коллективе, начинали жаловаться на головную боль, насморк, лихорадку и пр. Позднее эксперимент был расширен: в реальный коллектив небольшой фирмы внедрялся пессимист, который оценивал макроэкономическую ситуацию исключительно в негативном ключе. В результате, у сотрудников компании резко снижалась производительность труда, они допускали больше ошибок, в офисе заметно вырастало количество конфликтов. Появление на работе закоренелого оптимиста (также "подсадной утки") приводило к прямо противоположным результатам - коллектив работал дружно и с огоньком. Авторы исследования пришли к выводу, что менеджерам и предпринимателям, вероятно, следует ограждать сотрудников от негативных новостей, о которых предпочитают рассказывать СМИ в периоды экономических пертурбаций. Дефицит честности Консалтинговая компания Vangent, пришла к выводу, что любой экономический кризис сопровождается тем, что наемные работники начинают действовать более контрпродуктивно и неэтично. Это приводит к увеличению краж с рабочих мест, продаже корпоративных секретов конкурентам, саботированию работы и пр. Ростки нового Исследование Фонда КауффманаKauffman Foundation показало, что именно в эпохи кризисов, рецессий и застоев были образованы большинство крупнейших компаний США. Среди них, например, числятся Microsoft, Disney, McDonald´s, Johnson & Johnson, 3M, Adobe, Apple, CNN, Chevron, Exxon Mobil, Gallup, General Electric, Hyatt, IBM, Kraft, Merck и т.д. Рост щедрости Общественная организация Foundation Center проанализировала: каким образом рецессии в экономике США отражаются на бюджетах неправительственных некоммерческих организаций (НПО или НКО). В рамках исследования анализировались данные с 1975 года (именно тогда Foundation Center начал накапливать подобную информацию). Как оказалось, в периоды рецессий объемы пожертвований не только не сокращались, но даже несколько увеличивались. Однако после того, как экономика США выходила из кризиса, объемы пожертвований падали (это особенно заметно в первый посткризисный год). Здоровая рецессия Многолетние данные показывают, что во времена экономических рецессий люди, в целом, ведут более здоровый образ жизни, чем во времена экономических подъемов. Исследование Грата Миллера из Стэнфордского Университета показало, что причина массового перехода населения на здоровый образ жизни достаточно проста и связана исключительно с экономическими факторами. Подавляющее большинство людей начинает меньше времени уделять бурному времяпровождению (например, вечеринкам), следовательно, они раньше ложатся спать, меньше потребляют алкоголя и сигарет, меньше подвергаются риску заражения венерическими заболеваниями, меньше рискуют стать жертвами дорожно-транспортных происшествий пр. Кроме того, в периоды экономического спада люди начинают понимать, что хорошее здоровье имеет большое значение для жизни: они чаще занимаются спортом (хотя бы прогулками на свежем воздухе) и аккуратно посещают врачей. Кроме того, люди чаще питаются дома (принято считать, что подобная пища наиболее "здоровая") и уделяют больше времени детям. В периоды экономического бума у многих людей на это хронически не хватает времени. Еще к более парадоксальному выводу пришел экономист Кристофер РамChristopher Ruhm из Университета Северной Каролины в Гринсборо. Рам сравнил два показателя: состояние экономики США за два десятилетия (1970-1990-е годы), уровень безработицы и уровень смертности американцев. Результат оказался неожиданным: количество смертельных исходов в периоды экономических пертурбаций заметно уменьшается, по сравнению с более благополучными временами. Увеличение числа безработных на 1% приводит к снижению смертности на 0.5%. При этом наибольшее уменьшение количества смертных случаев приходится на дорожно-транспортные происшествия и сердечно-сосудистые заболевания. Однако за этот же период времени увеличивается - причем резко увеличивается - число случаев смерти от онкологических заболеваний, гриппа и пневмонии (возможно, что негативную роль здесь играет повышение уровня стресса). Однако рецессии оказывают и негативное воздействие. Исследования Токийского Университета, проведенные в Японии, показали, что безработные имеют намного худшее здоровье, чем их сверстники, сохранившие работу. По многолетним данным Всемирной Организации Здравоохранения, в странах "Третьего Мира" экономические проблемы приводят к заметному повышению уровня детской смертности. Недавнее исследование Свободного Университета Амстердама, проведенное в странах Европы, показало, что люди, которые родились в периоды кризисов, обладают худшим здоровьем и живут меньше (в среднем, на 15 месяцев), чем те, кто появился на свет в лучших экономических условиях. Исследование Американской Ассоциации за Прогресс в Науке показало, что поведение детей изменяется в период кризисов. При этом наибольшие изменения - как правило, в негативную сторону - отмечаются у детей и подростков, живущих в семьях, испытывающих серьезные финансовые трудности. Логика здесь достаточно проста: взрослые испытывают постоянный стресс, который неизбежно передается их детям. www.livelifewell.nsw.gov.au Источник washprofile.org |