В отличие от цен на жилые квадратные метры, стоимость парковочных мест в Москве не снижается. С их дефицитом в столице местные власти так и не справились, и рынок сейчас сильно перегрет. В некоторых домах цена подземного машиноместа доходит до 100–200 тысяч долларов, в то время как мэр Москвы Юрий Лужков на днях пообещал, что стоимость гаражей, построенных по программе «Народный гараж», не должна превышать 12–15 тысяч долларов за место. Московские власти решили увеличить объемы продаж городского имущества, сделав упор на реализацию машиномест. По словам главы департамента имущества города Москвы Владимира Силкина, город выставит на торги в общей сложности 8 тысяч машиномест, созданных на бюджетные средства или полученных в качестве «доли города» по инвестконтрактам. Это решение связано с увеличением планового задания по доходам для департамента до 22,3 млрд рублей, ранее объявленного правительством Москвы. По словам руководителя СГУП по продаже городского имущества Владимира Авекова, на сегодняшний день реализовано порядка 100 машиномест, а на продажу в общей сложности их всего выставлено полторы тысячи. «Последние две недели спроса не было, но не думаю, что эта ситуация продлится слишком долго», — рассказал он в интервью BFM.ru. Помимо общей ситуации на рынке недвижимости, нынешний спад продаж Владимир Авеков объясняет и тем, что ряд выставленных на продажу объектов находится там, где построено социальное жилье. «Сейчас покупатели, а в основном это физические лица, выжидают, но, очевидно, количество автомобилей будет только увеличиваться», — говорит Владимир Авеков. Поэтому в течение этого года запланированный объем продаж машиномест может достичь порядка 1,5 млрд рублей. И при этом часть лотов будет передана в доверительное управление, заключены договора аренды. Спрос на парковочные места в Москве по-прежнему высок. Так, в центральной части города потребность в автостоянках удовлетворена только на 22%. При этом количество частных легковых автомобилей в Москве ежегодно увеличивается в среднем на 3%. Сейчас в столице более 3,3–3,5 млн автомашин. Напомним, программа гаражного строительства 2008 года была выполнена только на 50%: из 125 тысяч машиномест было построено немногим более 60 тысяч. Такие данные в феврале этого года озвучивал начальник управления гаражного строительства департамента дорожно-мостового и инженерного строительства Виталий Крючков. Согласно существующей целевой программе гаражного строительства на 2008–2010 годы, в Москве должно быть построено 400 тысяч машиномест, площадью 4 млн кв. метров. Мэр Москвы Юрий Лужков обещал выделить более 200 участков в пределах третьего транспортного кольца под строительство вертикальных стоянок. Первый многоэтажный автоматизированный паркинг уже введен в строй на улице Академика Королева рядом с телецентром «Останкино». По словам мэра, для того чтобы обеспечить доступность паковочных мест в подобных вертикальных стоянках, себестоимость строительства одного машиноместа должна составлять 12 тысяч долларов. А гараж, построенный по программе «Народный гараж», должен продаваться не дороже 12–15 тысяч долларов, заявил Юрий Лужков на этой неделе в прямом эфире программы «Лицом к городу». До конца проблему с нехваткой парковочных мест эти меры вряд ли решат, считают эксперты. По их мнению, в нынешних кризисных условиях приобрести машиноместо может позволить себе далеко не каждый. «Чтобы стимулировать спрос, необходимо рассмотреть вопрос о предоставлении покупателям рассрочки по оплате на год-два», — предлагает Владимир Авеков. Так, по его оценкам, в районе Братиславских улиц стоимость машиноместа составляет 34,8 тысяч рублей за кв. метр, на Привольной улице — 41 тысяча рублей, а на улице Архитектора Власова — 110 тыс рублей. «Стоимость зависит не только от района города, но и от типа парковки. Места на парковках, которые находятся под землей, естественно дороже, чем на улице», — уточняет он. В среднем общая площадь машиноместа (с учетом трафика) составляет порядка 35–37 кв. метров, рассказывает директор по развитию бизнеса департамента элитной недвижимости Knight Frank Ольга Тараканова. При площади одного уровня паркинга в 1 тысячу кв. метров при продуманной архитектурно-планировочной концепции дома, на нем можно предусмотреть 27 машиномест. «Как правило, на каждую квартиру в сегменте элитной и бизнес-недвижимости приходится минимум одно, а в идеале два машиноместа. Их, как правило, покупают вместе с квартирами. Поэтому спрос на парковочные места в сегменте элитного жилья полностью коррелируется со спросом на квартиры», — говорит она. С августа 2008 года по март 2009 года спрос на жилую недвижимость на первичном рынке снизился в среднем на 40%, подсчитали в пресс-службе «Инком-недвижимости». По оценкам профессора РЭА имени Плеханова Геннадия Стерника, число зарегистрированных сделок купли-продажи сократилось на 30–50% при том, что сделки на первичном рынке были вообще единичными. С начала кризиса снижение номинированных в рублях цен на жилье составило от 7 до 10%, тогда как в долларах они упали на 26–30%. В отличие от цен на жилье, по словам Ольги Таракановой, машиноместа по сравнению с октябрем 2008 года дешевле не стали. Покупка одного машиноместа в отдельном гараже в центре столицы составляет в среднем 80–200 тысяч долларов. Аренда парковочного места в элитном доме обходится примерно в 300–500 долларов в месяц, такую же сумму можно назвать и для бизнес-центров класса «А». Инвестирует в строительство паркингов, как правило, девелопер проекта, — добавляет член совета директоров корпорации Mirax Group Дмитрий Луценко: «Паркинги в составе жилых комплексов достаточно востребованы. При этом прибыль девелопера от них невелика — стоимость одного машиноместа в жилых комплексах Москвы варьируется от 50 до 100 тысяч долларов, и себестоимость их строительства примерно такая же». Продажа машиноместа за 10,5–11,5 тысяч долларов (в нее включена маржа поставщика решения, — BFM.ru) вполне реальна, уверен Артем Бобров, заместитель гендиректора компании «Рустэк Инжиниринг», которая оказывает услуги по установке и проектированию автоматических системы парковки. «Места по этой стоимости уже продаются. Сейчас цены на машиноместа в Москве завышены потому что есть спрос. А столичные власти не горят желанием развертывать уже апробированные решения и давать зеленый свет на их установку, хотя в городе довольно много компаний, которые могли бы поставить решения необходимого уровня», — уверен эксперт. Александра Ходонова foto/www.venividi.ru Источник bfm.ru |