По мнению экспертов, одна из главных задач нового антикризисного правительственного плана заключается, в том, чтобы Россия вопреки мировому кризису продолжила движение по инновационному пути. Казалось бы, проводить диверсификацию экономики, слезать с «нефтяной иглы» лучше во время так называемых «тучных лет», когда нефтедоллары текут в страну. Однако, несмотря на солидные суммы, направленные в те годы на поддержку промышленности, модернизация шла вяло, проявлялись в полной мере симптомы «голландской болезни» - когда гигантская прибыль от экспортных отраслей убивает стимулы для развития других секторов экономики. Несмотря на сделанное несколько лет назад предложение Минфина переходить к ненефтегазовому бюджету, исключить нефтедоллары из доходов бюджета, перестроить экономику до конца так и не удалось. «Движение было в правильном направлении, но элементарно не хватило времени», - полагает глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина. - Последствия мирового кризиса Россия пережила бы гораздо проще, если бы успела диверсифицировать свою экономику и экспорт, развить финансовую систему». Однако, только начав и даже не успев до конца выполнить модернизационный сценарий, по мнению премьер-министра Владимира Путина, «экономика России встретила мировой кризис, накрывший ее в конце 2008-го, в достаточно «хорошей форме», позволяющей противостоять разрушительным тенденциям. По словам премьера, российские рыночные и социальные институты, хотя и не лишенные недостатков, продемонстрировали устойчивость и способность противостоять разрушительным тенденциям. Как подчеркнул Путин, если бы Россия вошла в период экономических неурядиц такой, какой она была еще несколько лет тому назад - обремененной огромным внешним госдолгом, с тромбами неплатежей, систематическими и массовыми задержками зарплат, пенсий, пособий, веерными отключениями электроэнергии, все могло бы быть гораздо хуже. Создав надежную «подушку безопасности» в виде Резервного фонда, Россия смогла парировать сразу два удара, которые нанес по ней мировой финансовый кризис - первым ударом стал кризис собственной финансовой системы, вызванный свертыванием внешних источников кредитования и оттоком капитала на Запад, вторым ударом - резкое падение спроса и цен на традиционный российский сырьевой экспорт, что привело к сокращению производства и уменьшению валютных поступлений в страну и налогов в бюджет. Уже на первой стадии кризиса России благодаря Стабфонду удалось сохранить банковскую систему и избежать мгновенного обесценивания рубля. Сегодня же на повестке дня решение проблем предприятий, корпоративных долгов, снижения спроса на традиционные российские товары на мировых рынках, переживающих собственные кризисы. Это, кстати, основная причина сокращения доходов бюджета. Но главное - проблемы социальной сферы, наиболее болезненные для населения. Знакомство с предложенным и уже одобренным в первом чтении бюджетом 2009 года показывает, что на социальные нужды дополнительно выделяется около 600 миллиардов рублей, большая часть которых предназначена Пенсионному и другим государственным внебюджетным фондам. Всего в текущем году на борьбу с последствиями кризиса будет выделено три триллиона рублей, 1,4 триллиона рублей из федерального бюджета. Остальное - из Резервного фонда. Однако, очевидно, что планы, построенные исключительно на использовании средств резервных фондов, не могут быть долгосрочными, равно как и сами фонды не являются неиссякаемыми. В свою очередь в плане решения финансовых и производственных проблем сложившаяся ситуация будет подталкивать руководство предприятий и секторов экономики диверсифицировать производство, выпускать товары, имеющие спрос и снижать затраты. При этом знаменательно, что правительство приняло решение помогать только тем, кто намерен модернизировать производство. Владимир Путин так сформулировал эту задачу: «Вкладывать средства в спасение заведомо неперспективных производств мы не можем. Это значило бы консервировать «вчерашний день» российской экономики, разбазаривать деньги налогоплательщиков». В таких случаях, как подчеркнул Путин, «помощь должна оказываться не предприятиям и их собственникам или владельцам, а… напрямую гражданам». В том числе имеется в виду помощь посредством выплаты пособий, поиска новой работы через службы занятости и переквалификации. Помимо финансовой помощи предприятиям правительство предусматривает снижение налогового бремени. Так, налог на прибыль предприятий уже снижен с 24% - до 20%, а налог на малый бизнес, по усмотрению местных властей, может быть уменьшен с 15% до 5%. Упрощена в пользу бизнеса схема уплаты НДС. Антикризисный план предусматривает и другие меры поддержки бизнеса, стимулирующие деловую активность. С другой стороны, государство намерено строго следить за тем, чтобы выделяемые кредиты не разбазаривались, не разворовывались и, в частности, не распределялись в качестве бонусов топ-менеджерам. «В противном случае будут сделаны соответствующие выводы в отношении дальнейшего оказания помощи таким компаниям», - предупредил помощник президента Аркадий Дворкович. Ранее Минфин также предложил существенно снизить зарплаты топ-менеджерам госкорпораций, напомнив, что «госкорпорации финансируются за счет средств бюджета, которые должны расходоваться более рационально». Начать же государство планирует с себя. По словам министра финансов Алексея Кудрина, на 21 млрд. руб. будут сокращены специальные фонды премирования чиновников. «В условиях кризиса мы должны понимать, что зарплаты чиновников не могут быть больше зарплат в реальном секторе экономики», - заявил министр финансов. Владимир Мытарев foto/www.gabesguide.blogspot.com Источник rian.ru |