Инвестиции в гостиничный бизнес, сделанные во время бума на рынке недвижимости, стали теперь проблемой для состоятельных американцев, заинтересовавшихся этим сегментом. Так, Роберт Силлерман, скопивший миллиардный капитал на успешных приобретениях в развлекательном и медиасегменте, столкнулся с большими трудностями в строительстве комплекса недвижимости на острове Ангилья, сообщает The Wall Street Journal. Курортный комплекс Temenos, в который он инвестировал, который по плану включает люксовый отель, гольф-клуб и кондоминиум, остается незавершенным, и средств для проекта не хватает. Между тем Силлерман — опытный и успешный бизнесмен. В свое время он успешно инвестировал в теле- и радиоканалы. В 1998 году он продал свою компанию SFX Broadcasting за 1,2 млрд долларов корпорации Capstar Broadcasting. После этого он развивал бизнес в сфере развлечений, концертов, музыкального промоушна. В 2000 году он продал SFX Entertainment корпорации Clear Channel Communications за 3 млрд долларов. В 2004 году он создал компанию CKx, которая заплатила 100 млн долларов за долю в Elvis Presley Enterprises, получив таким образом 85% имения Элвиса Пресли, а также права на фотографии Элвиса и гонорары за использование его музыки и фильмов. Силлерман также приобрел маркетинговые права на имя боксера Мухаммеда Али. Затем — купил продюсерскую компанию 19 Entertainment, выпустившую знаменитое телешоу American Idol. Недвижимость — совсем не развлечение В 2002 году Роберт Силлерман предложил правительству Ангильи построить первое на острове поле для гольфа. В качестве встречного предложения ему посоветовали построить еще и пятизвездочный курортный комплекс, создав 500 постоянных рабочих мест и сотни временных — в период строительства. Несмотря на риски, Силлерман с девелоперской компанией Flag Luxury Properties взялись за реализацию проекта. Строительство началось в 2005 году. По данным Flag Luxury Properties, к прошлому году в отношении трех четвертей объектов комплекса были достигнуты соглашения о продаже, и покупатели внесли депозиты в размере до 30% от полной суммы. Некоторые виллы были проданы друзьям Силлермана, в том числе автору «Кода Да Винчи» Дэну Брауну, пишет The Wall Street Journal. Застройщики планировали возвести отель на 32 номера, который находился бы под управлением бренда St. Regis группы Starwood Hotels & Resorts Worldwide. Предполагалось, что стоимость проживания будет составлять 900-1500 долларов за ночь. Но проблемы не обошли проект стороной. По сравнению с 2005 годом, к 2007 году резко выросли издержки и стоимость строительных материалов. St. Regis вышел из проекта в ноябре 2007 года. Вместо него включился другой люксовый бренд — Baccarat Hotels & Residences, который также впоследствии отказался от участия, сославшись на то, что не было предоставлено дополнительного финансирования. Ввиду роста издержек, Flag неоднократно призывал Силлермана внести дополнительный капитал. Силлерман говорит, что выполнял эти требования — до определенного момента. «Казалось, этим требованиям не будет конца и лучшим выбором была реорганизация», — приводит слова Силлермана The Wall Street Journal. Номер люкс в зоне риска По оценкам Flag, для завершения строительства комплекса необходимо еще 120 млн долларов, но привлечь инвесторов трудно. Силлерман говорит, что проект Temenos будет завершен. «Я хотел бы его завершить, больше для владельцев вилл и жителей Ангильи», — говорит Силлерман. «Я давно списал со счетов какую бы то ни было вероятность возврата вложенных мной средств» — приводит слова бизнесмена The Wall Street Journal. Гостиничная сфера пострадала в кризис довольно серьезно. Отели высокого класса особенно страдают из-за того, что многие корпорации пытаются оптимизировать расходы на командировки своих сотрудников, отмечает Bloomberg. Сказывается и общее сокращение расходов на проведение отпусков. В конце сентября компания Realpoint, отслеживающая рейтинги ипотечных бумаг в сфере коммерческой недвижимости, предупреждала о рисках дефолта по кредитам, связанным с гостиничным сектором. Речь шла об общем объеме непогашенного долга в 24,5 млрд долларов и 1500 отелях, активы которых являются обеспечением по этим кредитам. Сообщалось также, что некоторые из крупнейших займов, которые включены в список мониторинга Realpoint из-за просрочки выплат, снижения заполняемости отелей или сокращения денежного потока, были выданы гостиничным комплексам класса люкс, где стоимость номера может превышать 850 долларов за ночь. Некоторые из недавно открытых комплексов не приносят достаточных доходов для покрытия операционных издержек. По другим проектам строительство остановлено, поскольку кредиторы и инвесторы отказываются от дальнейшего участия. В первые девять месяцев года в США и Карибском регионе девелоперы отложили или отменили 43 проекта, связанных с сооружением отелей класса «люкс», совокупный номерной фонд которых составляет около 9300 номеров, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на данные аналитической компании Lodging Econometrics. Звезды теряют вместе с пятизвездными В 2006 году инвестиционная группа во главе с основателем Dell Майклом Деллом (Michael Dell) объединилась с Rockpoint Capital, чтобы приобрести Four Seasons Hualalai на Гавайях. С того времени годовой оборот отеля на 243 номера сократился с 20,6 млн долларов до 7,9 млн долларов. Заполняемость снизилась на 33 процентных пункта, до 54%. Основатель Microsoft Билл Гейтс (Bill Gates) тоже столкнулся с проблемами на гостиничном фронте, пишет The Wall Street Journal. В 2007 году его инвестиционная компания Cascade Investment вместе с саудовским принцем Альвалидом Бин Талалом (Alwaleed bin Talal) за 3,4 млрд долларов купили компанию Four Seasons Hotels & Resorts, управляющую 82 объектами класса люкс. С того времени выручка с одного номера в этих комплексах снизилась на 25%. Основатель интернет-аукциона EBay Пьер Омидьяр (Pierre Omidyar) владеет мажоритарной долей в компании Montage Hotels & Resorts, которой принадлежит два люксовых отеля в Калифорнии и один вскоре открывающийся объект в Юте. Заполняемость нового отеля в Беверли Хиллс сейчас составляет около 60%, сообщает The Wall Street Journal. В целом гостиничная отрасль переживает серьезный спад. С 2007 года в Северной Америке, включая Карибский регион, у люксовых отелей выручка с одного номера упала на 26% в среднем до 141,58 доллара, сообщает Smith Travel Research. С учетом всех классов отелей, в США снижение было меньше — на 18%, до 56,53 доллара. Заполняемость в североамериканских гостиничных комплексах класса люкс сократилась на 10 процентных пунктов, до 60,3%. Всего по отелям снижение составило 8 процентных пунктов, определили аналитики Smith Travel Research. foto/www.www.europeanrealestate.org Источник BFM.ru |