Как рассказала вчера на заседании президентского совета по совершенствованию правосудия помощник Дмитрия Медведева, начальник Государственного правового управления Лариса Брычева (она возглавляет рабочую группу), некоторые новации уже включены в антикоррупционный пакет, внесенный президентом в Госдуму, в частности декларирование доходов судей и членов их семей. Одобрена инициатива Верховного суда о публикации судебных решений. Подготовлен еще ряд законов, направленных на улучшение организации работы судов.
Речь, в частности, идет о переводе мировых судей на полное федеральное финансирование, рассказала Брычева. Пока к их работе очень много нареканий. Заключения правительства на этот проект пока нет, уточнила Брычева: судебному департаменту при Верховном суде и Минфину не удалось договориться о размерах финансирования этого проекта. А нынешний кризис может еще сильнее затруднить его реализацию, предупреждает она. К тому же на протяжении последних лет в судебную систему вкладывались немалые средства, а очевидных результатов пока нет, отметила Брычева.
Сейчас из федерального бюджета финансируется только денежное содержание мировых судей. Материально-техническое обеспечение — за регионами. Оно ежегодно обходится в 19-22 млрд руб., знает гендиректор судебного департамента Александр Гусев. Регионы обеспечивают мировых судей и помещениями — в общей сложности это около 2 млн кв. м. Их выкуп обойдется в 80-100 млрд руб., подсчитывает Гусев.
Финансовых вливаний, по мнению Брычевой, потребует решение еще одной проблемы — речь идет о своевременной доставке судебной корреспонденции и проведении экспертиз (традиционные причины волокиты). Экспертные учреждения не хотят работать бесплатно, а судебные повестки часто доходят до адресата уже постфактум. Сейчас правительственную экспертизу проходит проект закона, предусматривающий особый статус судебной корреспонденции и административную ответственность должностных лиц в случае ее задержки.
Экс-председатель Московского областного суда Светлана Марасанова отмечает «стихийность» предлагаемых реформ и отсутствие общей концепции.