Оптимизм топ-менеджеров по всему миру в отношении перспектив роста бизнеса восстанавливается, пришли к выводу эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC). Но несмотря на то, что страх прошел, уверенность руководителей пока не вернулась. Большинство компаний и после кризиса намерены продолжать снижать затраты и наращивать финансовую подушку. 13-й ежегодный опрос PwC глав крупнейших компаний, в котором приняли участие 1198 исполнительных директоров из 52 стран мира, показал, что, несмотря на трудности кризисного периода бизнес смотрит в будущее со сдержанным оптимизмом - свыше 90% руководителей крупнейших компаний мира позитивно оценивают перспективы экономического роста в ближайшие 3 года. Большинство руководителей (60%) ожидают восстановление экономики не ранее второй половины 2010 года, но уже сейчас 81% респондентов уверены в росте доходов своего бизнеса в ближайшие 12 месяцев. В России половина респондентов рассчитывают на экономический подъем уже в 2010 году (30% - в 1-й половине и 20% - во 2-й половине 2010 года), а 76% руководителей выразили "высокую степень уверенности" в росте доходов своих компаний в ближайший год. Без страха и уверенности "Беспокойство и страх" в отношении кризиса снизились, однако "уверенность" к руководителям пока еще не вернулась, констатирует президент международной сети фирм PwC Дэннис Нэлли. По его словам, "процесс восстановления экономики идет медленно, а последствия резкого сокращения затрат и других мер преодоления кризиса нередко весьма тяжелы". В целом, снижение затрат стало основным средством для преодоления последствий кризиса. Так, за последние полтора года 90% опрошенных бизнесменов были вынуждены сокращать затраты. В ближайшие три года почти 80% (в России - 77%) опрошенных продолжат снижать расходы, причем 25% бизнесменов планируют новые сокращения штатов, но, надо признать, тех, кто собирается его вновь набирать больше - 40% (в России 17% и 37% соответственно). Почти половина участников опроса выявили необратимые изменения в поведении потребителей - теперь большинство респондентов (63%) в своих планах по развитию бизнеса ориентируются на сниженный потребительский спрос. Возврата к уровню потребления, считавшемуся в 2007-2008 годах нормой, уже не будет и свой бизнес надо строить исходя из этих условий. Удар по репутации Четверть бизнесменов считают, что кризис негативно отразился на отраслевой репутации их компании. Топ-менеджеры отмечают, что глобально вера людей в частный сектор оказалась подорвана. Население разочаровалось в банках, что перешло в недоверие к частному сектору как таковому. Бизнесмены в большинстве своем жалуются на чрезмерное регулирование со стороны государства - две трети руководителей отметили, что их правительства не снизили налоговое бремя. В тоже время часть бизнесменов, особенно в автопроме и банковской сфере, благосклонно принимают помощь государства. Также руководители компаний опасаются нехватки или недоступности кредитов для роста бизнеса. В этой ситуации они продолжают увеличивать ликвидность. 83% опрошенных признались, что будут вкладывать деньги в развитие компании за счет собственных оборотных средств (на 7% больше, чем в 2009 году). В России, помимо невозможности финансировать свой рост (50%), наибольшую обеспокоенность у бизнеса вызывает также неустойчивость валютного курса (53%). В целом, у компаний сложилось четкое понимание, что чем большую финансовую подушку удастся накопить и чем удачнее порезать расходы, тем больше у них конкурентных преимуществ и возможностей выйти в лидеры. Однако кризис заставляет по-иному смотреть на свой бизнес. От долгосрочного планирования и разработки долгосрочной стратегии не уйти, но надо быть готовым к изменениям, важно быстро реагировать на изменение ситуации, приходят к выводу бизнесмены. Еще одним важным выводом для бизнеса стал тот факт, что в новых условиях надо уделять больше внимания возможным рискам. 85% топ-менеджеров в мире и 87% глав российских компаний планируют внести изменения в риск-менеджмент своих компаний. По словам Дэнниса Нэлли, наилучшие перспективы для быстрого восстановления имеют те компании, которые ранее, предпринимая меры для выживания, "не упускали из виду и послекризисное развитие". А в ближайшее время главам компаний "необходимо принять стратегическое решение в отношении инвестиций в развитие" своих компаний "для получения конкурентных преимуществ". Наталья Исаева foto/www.theexcelpractice.com Источник rb.ru |