В декабре на российском авторынке, скорее всего, будет реализовано 92-95 тысяч машин — меньше, чем в ноябре. А по итогам года продажи составят около 1,4 млн новых автомобилей, что на 50% меньше, чем в 2008 году. Как напомнил BFM.ru эксперт ИК «Финам» Алексей Романов, по данным Ассоциации европейского бизнеса, объемы продаж пассажирских автомобилей и коммерческого транспорта за январь-ноябрь 2009 года составили 1 млн 351 тысячу 449 штук, что соответствовало 50-процентному снижению относительно уровня прошлого года. «Мы полагаем, что объем продаж автомобилей в декабре 2009 года будет примерно сопоставим с уровнем ноября, и составит около 92-95 тысяч автомобилей (в ноябре было 105 тысяч 302 авто). Соответственно, по итогам текущего года мы ожидаем объемов продаж автомобилей на уровне 1,4-1,45 млн. штук», — заявил он. Отметим, что меньшее помесячное количество продаж (чем в ноябре) было в России в январе 2006 года, таким образом, рынок откатился на уровень трехлетней давности. Суммарный объем автопродаж составил, по оценке агентства «Автостат», 27,5 млрд долларов США, что составляет лишь 44% от уровня 2008 года. По словам гендиректора агентства Сергея Целикова, более значительное падение долларовой емкости авторынка по сравнению с его количественными показателями было обусловлено снижением цены покупки среднестатистического автомобиля с 22,5 до 19,6 тысяч долларов. Но если год назад россияне потратили на обновление своего автопарка примерно столько же, сколько французы, англичане или итальянцы, то в этом году на эти цели у них ушло примерно вдвое меньше средств, чем у жителей этих стран, и в 3 раза меньше, чем у немцев. При этом кризис и девальвации рубля не смогли привести к существенному сокращению доли иномарок в продажах, которая за истекший год сократилась всего лишь на 2,5 процентных пункта — с 75,3% в 2008 году до 72,8% в текущем. В Минпромторге подводят итоги Впрочем, в отчете Минпромторга указывается, что введенные в декабре прошлого года 30-процентные пошлины положительно отразились на российском автопроме. Так, доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась до 49% в 2009 году по сравнению с 38% годом ранее, а на рынке коммерческих автомобилей — до 75% в текущем году с 59% в 2008 году. «Несмотря на общее падение рынка и увеличение ставок ввозных таможенных пошлин, эффект от введения пошлин для российского бюджета был положительным», — считают в министерстве, выражая уверенность, что авторынок сохраняет высокий потенциал роста и падение продаж должно пройти свое «дно» в 2009 году. А при реализации консервативного сценария достижение докризисного уровня возможно уже к 2013 году, после чего рынок сохранит высокие темы роста. Оживлению продаж должно способствовать продление программы льготного кредитования, на которую в 2011-м, 2012-м и 2013 годах Минпромторг предлагает истратить 1,75 млрд, 1 млрд и 0,5 млрд рублей соответственно. Параметры программы должны остаться неизменными: по словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Алексея Рахманова, в следующем году по этой программе может быть выдано 120-150 тысяч кредитов. Тогда как на 24 декабря 2009 года банки одобрили 119 тысяч 905 тысяч заявок и выдали 67 тысяч 430 льготных автокредитов. «Вероятно, продление программы обусловлено консервативными оценками Минпромторгом перспектив восстановления автомобильного рынка РФ в ближайшие годы», — комментирует эти планы Алексей Романов. Автокредитование является одним из основных драйверов роста продаж автомобилей, и, очевидно, что правительство довольно пессимистично оценивает перспективы снижения ставок по автомобильным кредитам и их доступность для населения в целом по рынку в перспективе ближайших лет. «Мы полагаем, что параметры предложения Минпромторга выглядят более чем грамотными, предусматривая постепенное сокращение объемов льготного кредитования. Таким образом, правительство планирует выделять господдержку дозировано, по мере потребностей покупателей автомобилей в целом», — отмечает эксперт. По оценке экспертов «Финама», в 2010 году на ситуацию на российском автомобильном рынке положительное влияние будет оказывать восстановление экономики, которое приведет к росту ВВП не менее, чем на 3,5%. С другой стороны, по-прежнему высокий уровень безработицы, низкие темпы восстановления реальных доходов и ограниченный потенциал снижения ставок по розничным кредитам будут оказывать давление на динамику продаж автомобилей на российском рынке. «Полагаем, что по итогам 2010 года можно будет ожидать прироста объемов продаж на уровне около 30% к показателям 2009 года, до уровней 1,8-1,9 млн. автомобилей», — прогнозирует Романов. Иномарочный натиск и укоренение В 2009 году на российском рынке появилось примерно 50 новинок. В 2010 году на российском рынке появится примерно аналогичное количество новинок. В частности, французы готовят Citroen C4 и Peugeot 508. Последний должен прийти на смену сразу двум моделям: 407 и 607. А Audi A7, который займет в линейке место между Audi A6 и А8, должен составить конкуренцию Mercedes-Benz CLS и, возможно, BMW GT. Зарубежные концерны также делают ставку и на «укоренение» своих моделей в России. Так, 28 декабря российский завод GM-Auto приостановил выпуск автомобилей с 28 по 31 декабря в связи с подготовкой к производству новой модели Opel Astra. Ранее петербургский завод General Motors уже начал тестовую сборку хэтчбеков Opel Astra нового поколения. Серийный выпуск новой Astra на российском заводе GM планируется начать в 2010 году. Эти машины должны добавится к санкт-петербургской линейке GM в которую входят внедорожники Chevrolet Captiva, Opel Antara и новый седан С-класса Chevrolet Cruze. Сбербанк расстается с иллюзиями Неплохие перспективы рынка пока не успели уменьшить негативный осадок от неудач и проблем уходящего года. Так, 28 декабря глава Сбербанка Герман Греф предложил концерну General Motors добровольно компенсировать издержки на оформление сделки по приобретению Opel. Если предложение не будет принято, банк будет добиваться компенсации в судебном порядке. «Сбербанк понес серьезные затраты. За девять месяцев переговоров были составлены 9 тысяч страниц контракта, однако за два дня до предполагаемого подписания соглашения GM внезапно отказался от сделки, не предоставив достаточных объяснений», — сказал Греф. Однако эксперты указывают на очень малую вероятность того, что Сбербанку удастся добиться у GM возмещения расходов, понесенных в результате подготовки к приобретению Opel. С одной стороны, вряд ли такая возможность предусматривалась контрактом (скорее всего, GM на такие условия бы не пошел), т.е. в сделке консорциум нес определенный риск «покупателя», указывает Алексей Романов. Кроме того, наивно рассчитывать на добровольное возмещение GM потерь консорциума, т.к. сумма около 100 млн евро является для американцев более чем существенной, особенно в условиях кризиса. С другой стороны, у Сбербанка немного шансов возместить потери и в судебном порядке, т.к. понадобятся веские аргументы для доказательства своей правоты, плюс это повлечет дополнительные расходы для российского банка. Таким образом, для Сбербанка текущие заявления являются, скорее, имиджевым шагом, направленным на поддержание репутации банка в России и в целом на международной арене, резюмировал свои сомнения эксперт. «АвтоВАЗ» слишком оптимистичен Отдельной проблемой останется и ситуация на «АвтоВАЗе». Сегодня завод приостановил свои производственные линии на период зимних каникул и возобновит работу только 11 января. По данным «АСМ-Холдинга», за 11 месяцев с вазовского конвейера сошло 266 тысяч 688 автомобилей, что на 64,1% ниже показателя за аналогичный период 2008 года. Продажи автомобилей Lada за тот же период в России снизились на 45% и составили 321 тысячу 677 единиц. Таким образом, снижение объемов выпуска позволило предприятию к концу года вдвое снизить складские запасы — с 102 тысяч до 50 тысяч машин. В январе на «АвтоВАЗе» будет введен новый график производства, что обусловлено не только сокращением объемов выпуска, но и глубокой модернизацией первой сборочной нитки главного конвейера. Предварительный план завода на 2010 год предусматривает выпуск 450 тысяч автомобилей. «По нашим оценкам, в 2010 году АвтоВАЗу не удастся увеличить выпуск автомобилей на 50% по сравнению с 2009 годом, так как рост российского авторынка будет умеренным вследствие медленного восстановления экономики», — говорит Алексей Романов. Алексей Щеглов foto/www.harvardfilmarchive.org Источник bfm.ru |