К типичным проблемам мегаполисов, грязному воздуху, толкотне и суете, сегодня для многих добавились безработица и долги по кредитам. Неудивительно, что такое сочетание превращает жизнь многих горожан в сущий ад. В ответ политики, социологи и общественные деятели предлагают возвращение к натуральному хозяйству, обмену и отказу от излишеств. По крайней мере, на время, с тем чтобы переждать кризис в спокойствии. Глава либерально-демократической партии Владимир Жириновский предложил, пожалуй, самый любопытный антикризисный план, призывая всех отправиться обратно в деревню. В переносном смысле это означает возвращение жителей городов на свою историческую родину. "Надо развивать агрофирмы и помогать сельскому хозяйству. Отменить представительские, бонусы и лишнее потребление. Главная причина кризиса - отсутствие потребительского спроса, так давайте уберём потребность этот спрос иметь. Убрать лишние инструменты государственной, общественной и экономической деятельности!", - призывает вице-спикер Госдумы. Причиной кризиса, по его мнению, является отсутствие возможности расширения потребительского рынка и невозможность производить продукцию, которая никому не нужна. В масштабах планеты платёжеспособные потребители закончились, у них уже всё есть. Поэтому модель мировой экономики исчерпала себя и самым правильным является уход в деревню до 2030 года. До тех пор в экономике будет застой, после чего наступит время информационного общества, полагает лидер ЛДПР. При этом сами россияне пока не стремятся убегать из мегаполисов. По данным ещё докризисного опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), почти половина россиян (45%) предпочла бы, чтобы их дети жили в крупном городе - в Москве (17%), Санкт-Петербурге (10%) или другом (18%). Треть (33%) выбрали бы небольшой город (25%) или сельскую местность (8%). Популярность небольших городов за последние два года выросла - в 2006 году такой населенный пункт отметили 20% респондентов. Сдвиг в потребительских предпочтениях сегодня определённо наблюдается, считает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин: "После того, как потребители сократят расходы на развлечение, крупные покупки, лечение, образование, туризм - что сейчас происходит, дальше будут экономить на питании и искать товары-заменители среди местных производителей. Также видимо сократится и само потребление, если потребители поймут, что кризис надолго. Вряд ли сейчас кто-то готов переплачивать за сохранение привычного образа жизни". Социологи ожидают увеличения популярности сельского отдыха. Заведующий кафедрой общей социологии ГУ-ВШЭ Никита Покровский видит ряд положительных моментов в крушении системы "гламурного капитализма", которая процветала в России последние несколько лет. "Сельский туризм заменит пляжный туризм. Храмы потребления, потребительские дисней-лэнды для взрослых в виде торговых центров должны уйти. Сознание людей должно измениться, и на смену придёт экологичность и сокращение потребления ресурсов. В технике потребитель начнёт отдавать предпочтение базовым функциям прибора, а не навязанным опциям. Реклама станет более информативной". Примеры удачного деревенского дауншифтинга в новейшей истории есть: предприниматель и один из первых в России мультимиллионеров Герман Стерлигов в 2004 году уехал жить в глухую деревню на границе Московской и Смоленской областей, где занимается овцеводством. Но в последнее время он занялся и общественной работой: возрождает бартерный обмен, создав Антикризисный расчетно-товарный центр и занимается расселением мегаполисов. По мнению Стерлигова, в мегаполисов развелось слишком много дармоедов, миллионами сидящих в дешёвых офисах, чей уход будет настоящим спасением. Кризис действительно может обернуться частичным исходом горожан в сельскую местность. По крайней мере, на дачных участках этим летом лопаты будут использовать очень активно. Ведь кризис не отменял агфляцию - во всём мире наблюдается подорожание продуктов питания, и этот процесс развивается параллельно с экономической рецессией. foto/www.radio.semeynoe.ru Источник smi2.ru |