После долгих лет неуемного роста цен ведущие представители индустрии моды вынуждены продавать свою одежду дешевле, стараясь при этом не лишить ее статуса luxury. Многие кутюрье снижают издержки за счет использования менее дорогих материалов и упрощения дизайна. Известный американский дизайнер Вера Ванг снизила розничные цены на свои свадебные наряды примерно на треть. Если раньше средние цены на ее роскошные свадебные платья редко опускались ниже $5500, то сегодня платье сезона "весна-2010" под брендом Vera Wang можно купить за $3800. "Нам пришлось пересмотреть все, что мы делаем, как и для кого, - говорит Ванг. - Можно сказать, что мы спустились с небес на землю". Это не единичный случай: цены активно снижают и другие производители товаров роскоши. Кутюрье Thakoon, чьи платья любит Мишель Обама, в мае выпустил в продажу "вторую линию" с более дешевым выбором, чем обычно. Компания Liz Claiborne, чьи акции за год подешевели на 72%, тоже зачеркивает прежние суммы на своих ценниках. Сеть розничных магазинов Saks, торгующих модной одеждой и аксессуарами, поручила менеджерам европейского отделения составить недорогой ассортимент. Снизил средние цены и производитель женских сумок Coach. Акции компании за год упали на 22%, и недавно она начала переоценивать свои коллекции таким образом, чтобы как минимум 50% ассортимента было в ценовой категории от $200 до $300. Очередей за статусом больше не будет Вечерние платья дороже $2000 или туфли дороже $1000 в последнее время стали раскупаться хуже, подтверждает Майкл Финк, нью-йоркский консультант в индустрии моды. "Сегодня покупатели товаров класса luxury уже не берут их вслепую, они хотят знать, за что платят", - цитирует Финка Bloomberg. "Очередей за произведениями модных дизайнеров больше не будет, - обещает он. - Теперь спросом будут пользоваться не те товары, которые являются просто символами статуса, а действительно роскошные вещи, то есть сделанные с непревзойденным мастерством и обладающие высочайшим качеством". По оценке Финка, с 2005 по 2007 г. средняя оптовая цена на товары роскоши росла на 10-15% в год. Рецессия обернула тренд вспять. Продажи дорогих брендов в этом году могут упасть на 10%, прогнозирует Bain & Co. Согласно проведенному ранее компанией Ipsos исследованию потребительских настроений в разных странах, от урезания семейных бюджетов в кризис больше всего пострадали статьи развлечений, каникул и покупки предметов роскоши. Пересидеть кризис без прибыли Попытка поднять спрос за счет снижения цен болезненна для компаний, жалуются менеджеры Thakoon и Coach - им приходится работать если не в убыток, то почти без прибыли. Дизайнер Зак Посен старается экономить на издержках: вплоть до того, что он сокращает объем юбок в свадебных платьях. Кроме того, она заранее закупает ткани, не дожидаясь их подорожания. "Речь не идет об упрощении наших изделий до абсурда, - сказал он в интервью Bloomberg, - нет, просто мы стараемся делать более "умные" и практичные платья за приемлемые цены и быстрее их доставлять заказчикам. Это ежедневная борьба за право остаться на плаву". В его ассортименте стало больше ежедневной одежды, хотя шитье платьев "от кутюр" за $10 тыс. он не бросил. В свою очередь, компания Thakoon не хочет экономить на материалах и надеется восполнить снижение прибыли с каждого платья увеличением объема проданной продукции. "Нам надо приспособиться и продержаться на чистой окупаемости без прибыли до тех пор, пока не начнется возобновление роста", - говорит глава компании Мария Томеи Борромео. Российские модельеры под крышей Российские дома моды и до кризиса не могли похвастаться прибыльностью: многие из них уже давно находятся в предбанкротном состоянии и выживают лишь за счет поддержки со стороны. К примеру, активное развитие дома моды Валентина Юдашкина игроки рынка моды связывают с протекцией правительства Москвы. Поэтому наши кутюрье, в отличие от западных, не напрямую зависят от рынка, и как следствие, влияние кризиса для них не столь существенно. Другие дома моды держатся за счет корпоративных заказов. К примеру, дом дизайнера Виктории Андреяновой шьет форму для РЖД, Московского метрополитена и других крупных корпораций. Опрос, проведенный в феврале 2009 г. специалистами высшей школы маркетинга ГУ-ВШЭ, показал, что 56% москвичек планируют покупать одежду реже, и только 3% собираются перейти на более дешевые марки. При этом самая высокодоходная аудитория настроена наиболее депрессивно и вопрос цены на одежду стал волновать ее сильнее, рассказывала "Ведомостям" Татьяна Комиссарова, декан высшей школы маркетинга ГУ-ВШЭ. foto/www.bridalwave.tv Источник rb.ru |