Финансовый кризис обернулся ростом онлайн-торговли. Владельцы интернет-магазинов, в отличие от своих коллег, подсчитывают прибыль. За последние полгода в России торговля во всемирной паутине выросла сразу на несколько процентов. Правда, немного изменилась сумма чека и ассортимент товаров. О том, что видеодиски можно купить в Интернете, Фармаил слышал давно. Но в поисках кино к всемирной паутине обращается впервые. "Я искал нужные диски в магазинах, но не нашёл. Поэтому сделал запрос через Интернет. И сразу нашёл диск, хочу его купить",- рассказывает дебютант покупок через Интернет Фармаил Шахпеленгов. Для него, как, пожалуй, и для большинства покупателей интернет-магазин ограничивается размерами монитора. Хотя в компаниях, которые занимаются онлайн-торговлей, только в офисе занято, как минимум, 200 человек. "Здесь у нас работают самые ключевые департаменты. Наши сотрудники управляют деятельностью компании по разным направлениям: и ассортимент, и закупки, и продажи. Здесь у нас замечательный отдел маркетинга, который делает то, что вы видите каждый день на сайте",- показывает рабочий офис интернет-магазина "Ozon.ru" его генеральный директор Бернар Люке. Кризиса в Интернете как будто и не было. Более того, интернет-продавцы уверяют, что дела у них в последние месяцы идут в гору. "Мы не видим оттока. Наоборот, видим приток покупателей. У нас, в принципе, и так интернет-торговля росла год от года на 60-70 процентов. В этом году мы, конечно, не прогнозируем такого смелого роста. Но, как минимум, 30-процентный прирост мы ожидаем",- прогнозирует Анна Артамонова, вице-президент компании "Mail.Ru". В 2008 году в России через глобальную паутину было продано товаров на 3 миллиарда долларов. Причём клиенты пошли именно с наступлением кризиса, заметили в компании "Техносила". За полгода доля сделок через интернет-магазин в обороте фирмы выросла вдвое: с двух процентов в сентябре до четырёх в конце марта. Вот, показывает директор, пришлось даже запускать мобильную версию виртуальной витрины, вроде бы, по просьбам покупателей. "Именно в Интернете количество клиентов увеличивается из-за того, что люди в сложной экономической ситуации. Они пытаются найти возможность купить товар подешевле, что интернет-торговля позволяет сделать",- говорит Александр Кузнецов, руководитель проекта "Интернет-магазин" компании "Техносила". Главная причина более выгодной цены - логистика. Арендовать склад где-нибудь в Твери или даже в ближайшем Подмосковье обходится продавцам гораздо дешевле, чем содержать магазин не только в Москве, но и в любом другом крупном городе. На одном таком логистическом складе товаров на 50 магазинов, а затраты на аренду у предпринимателей несопоставимо ниже. Кроме того, клиенты интернет-магазинов получают покупки непосредственно отсюда. Вот и получается экономия до 20%, а иногда даже больше. Интерес россиян к экономии хорошо заметен по десятке наиболее популярных запросов в интернет-магазинах. По сравнению с октябрём прошлого года сейчас люди меньше интересуются холодильниками и стиральными машинами. С пятого и шестого мест в октябре к марту они переместились в самый конец списка. Совсем исчезли из топ-десятки музыкальные центры и игровые приставки. Зато появились автомобильные шины, они сразу объявились на шестом месте. И по всем категориям товаров эксперты отмечают возросшую популярность недорогих торговых марок. "Снижается сумма чека. Люди продолжают активно покупать, но выбирают более дешёвые товары. Если раньше покупатели могли позволить себе сотовый телефон за 300 долларов, то теперь ищут уже за 150 или за 200. Возросло количество запросов на компьютеры российской сборки. Это значит, что люди по-прежнему не хотят отказывать себе в покупке компьютера, но уже рассчитывают на что-то подешевле",- резюмирует Анна Артамонова. Новый спрос уже породил новое предложение, причём всего за пару месяцев. Вслед за покупателями экономить начинают и производители товаров для интернет-супермаркетов. "Мы видим, что касается книг, издатели начали производить более дешёвые книги, которые имеют сейчас очень большой спрос. И мы видим, что средняя стоимость книги, которую мы продаём на "Озоне", уменьшилась, даже в рублях",- делится последними наблюдениями Бернар Люке. Сумма покупки в книжном онлайн-бизнесе тоже пошла вниз. Если в сентябре клиент в среднем оставлял в сети 1300 рублей, то сейчас - только 1200. Но бизнесмены спокойны - за те же полгода число клиентов и покупок выросло в 2 раза. Вот и Фармаил, пополнив армию интернет-покупателей, покидать её, судя по всему, не собирается, утверждая, что это "очень удобно". foto/www.econsultancy.com Источник vesti.ru |