В понедельник на I Международном чайном симпозиуме в Москве генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия спрогнозировал ситуацию в отрасли на 2009 год: импорт чая может достичь 185-187 тысяч тонн против 178 тысяч тонн в 2008 году (+4-5%), а потребление — 172-173 тысячи тонн против 167 тысяч тонн (+ 3-3,5%). Рамаз Чантурия также отметил такую тенденцию, как рост экспорта чая из России в последние годы. Так, в прошлом году, по данным «Росчайкофе», поставки за границу возросли на 10%, превысив 11 тысяч тонн. В 2009 году, по мнению эксперта, экспорт может возрасти не только благодаря поставкам на Украину и в Казахстан, но и в страны Восточной и Западной Европы. По словам Рамаза Чантурии, рост потребления чая в России по большому счету произойдет из-за кризиса. «У производителей большие надежды на кризис. Спрос не только не упадет, но и вырастет отечественная промышленность, которая станет работать на полную мощность». Также, по его мнению, в результате кризиса в России произойдет перераспределение потребления в сторону более дешевой продукции, причем из сегмента холодных напитков также. «Спрос на соки, экзотические и другие модные напитки сместится в пользу классического вечного чая», — утверждает Чантурия. По этой же причине сократится чайный ассортимент. Игроки рынка, опрошенные BFM.ru, согласны с этим мнением. Генеральный директор чайного дома «Гранд» Александр Борисов объяснил, что спрос на чай в кризисное время будет только расти, потому что чай — один из самых доступных напитков. Однако очевидно, что покупательский интерес сместится в пользу более дешевых сортов. «Я думаю, что сильно пострадают чаи из премиального сегмента, а рынок чаев из средней и экономичной категории будут развиваться. Увеличение спроса в экономичном и среднем сегменте составит около 15-20%; соответственно, в премиальном сегменте последует сокращение спроса на те же 15-20%». По мнению Александра Борисова, в ближайшее время замедлится рост спроса на пакетированный чай. Между тем, как показало исследование агентства Discovery Research Group, главной тенденцией последних лет на рынке чая был как раз бурный рост сегмента пакетированного чая: в 2002 году его доля составляла 20% рынка в натуральном выражении, а к 2007 году она выросла на 40%. «Со времен прошлого кризиса спрос на пакетированные чаи увеличился приблизительно в 10 раз, и производители ожидали, что в России, как и в Великобритании, 97% потребителей будут приобретать не рассыпной чай, а в пакетиках. Но, скорее всего, в ближайшее время эти планы не сбудутся», — добавляет Борисов. Гарантированно остановится рост премиального сегмента, хотя в последнее время россияне пристрастились к дорогим чаям. По мнению аналитиков, причиной тому был рост доходов населения. Теперь же, по прогнозу Александра Борисова, потребители вернутся к более дешевым брендам и сортам. «Справедливости ради нужно заметить, что ромашка в обычном чайном пакетике по своим вкусовым качествам и пользе ничем не отличается от пакетика Greenfield. Раз уж у человека вошло в привычку пить ромашковый чай, он не станет от него отказываться, а качество травяного напитка от вида и размера упаковки никак не зависит». Продавцы чая тоже отмечают влияние кризиса на отрасль. Как рассказал BFM.ru владелец одноименных ресторана, магазина и чайного клуба «Чай» Дмитрий Нагайцев, больше всего изменения затронули опт. «Крупные поставщики сейчас стараются перестраховаться и снижают закупки примерно на 20%, и я думаю, что это только начало. Спад спроса наблюдается и в рознице, но сейчас оценить его масштабы трудно, потому что после новогодних праздников, то есть в январе и начале февраля, продажи традиционно падают». При этом Дмитрий Нагайцев отметил, что на премиумные сорта чая ни цены, ни спрос не изменились. Потому пока изменений в ассортименте его магазина нет: «В нашем магазине 150 видов чая, и мы удерживаем и ассортимент и цены на прежнем уровне». Впрочем, не все ритейлеры будут придерживаться такой политики. По мнению Александра Борисова, ход событий будет следующим: «Ритейлеры будут закупать товар, который лучше продается, то есть из среднего ценового сегмента. Да и сами производители сейчас в такой ситуации, когда они не могут позволить себе платить за вход на полку каждой товарной единицы своего производства и делать в магазине «выставку» из своей продукции». Анна Левинская
foto/www.ko-fe.com Источник bfm.ru |