По оптимистичному прогнозу ритейлеров, рост цен на продукты питания в 2009 году составит около 20%, по пессимистичному — на 45%. Власти надеются, что потребители станут переходить на рыбу и даже придумали для этого слоган «Отбери минтай у кошки!». 5 февраля на 14-м международном саммите лидеров продовольственного рынка в России представители торговых сетей обнародовали свои прогнозы роста цен на продукты в 2009 году. Как заявил вице-президент «Дикси Групп» Илья Якубсон, «я думаю, что цены будут расти, и будут расти сильно». По его мнению, к концу года рост цен на продукты «составит 30% или более». Генеральный директор компании «Агротрейд» Сергея Хаванов считает, что «скачкообразность цен будет высокая и коснется, в первую очередь, производителей». «К сожаленью, для нас дешевых продуктов не будет. Сейчас мы имеем последние дешевые продукты — яйцо и курицу. Но с февраля производители присылают нам и на них уже новые цены. По итогам I квартала 2009 года, рост цен на продукты составит 6-7%, а по году — больше 20%», — прогнозирует CEO ТД «Семья» Олег Пономарев. Как заявил председатель правления объединенной компании «Холидей» Сергей Степанов, «я считаю, что рост цен будет значительным — в лучшем случае 25%, в худшем случае 45%». Напомним, что Минэкономразвития России прогнозирует инфляцию на 2009 год на уровне примерно 13%. Правда, министр финансов Алексей Кудрин полагает, что этот показатель может достичь 17%. За 2008 год продуктовая инфляция, т.е. без стоимости иных товаров и услуг, значительно превысила среднестатистическую (13,3%) и составила 17,7%. При этом в Европе, по данным Евростата, продуктовая корзина подорожала всего лишь в среднем на 4,1%. В январе 2009 года продолжала наблюдаться похожая динамика — продуктовая инфляция опережала среднестатистическую. Например, в Москве стоимость минимального продуктового набора за январь выросла на 2,6% (до 2400,1 рублей), а инфляция составила 2,4%. Не прибавляет оптимизма ритейлерам и снижающиеся доходы россиян. Так, в 2008 году реальные располагаемые доходы населения увеличились на 2,7% к 2007 году, что значительно ниже уровня 2007 года (прирост к 2006 году составил 12,1%). При этом в декабре 2008 года доходы населения снизились на 11,6% по сравнению с декабрем 2007 года. В Москве в связи с этим создан антикризисный штаб, который станет проводить еженедельный мониторинг ситуации с ростом цен на продовольствие. Работа штаба дала уже первые плоды — глава столичного департамента потребительского рынка и услуг Владимир Малышков сообщил на одном из его заседаний в конце января, что в среднем за неделю цены в Москве растут на 0,1-0,5%, тогда как в целом по РФ — на 2%. «Но запасов картошки, чтобы пережить кризис, в столице должно хватить!», — пообещал чиновник. Разработали свою антикризисную программу по борьбе с резким ростом цен на продовольствие и федеральные власти. Главной мерой должна стать популяризация потребления рыбы как относительно дешевого, по сравнению с мясом продукта. Так, глава Росрыболовства Андрей Крайний заявил, что «рыба — это товар удивительный, и с помощью нее можно накормить весь народ». «В этой связи Росрыболовство намерено популяризовать в России потребление морепродуктов. «Отбери минтай у кошки!» станет одним из главных лозунгов пропагандистской кампании Федерального агентства по рыболовству РФ», — сообщил чиновник. Опрошенные BFM.ru эксперты отмечают, что ни правительству, ни антикризисным штабам не удастся сдержать опережающий рост цен на продукты. Старший аналитик ФК «Открытие» Виктор Дима рассказал BFM.ru, что прогноз Food Inflation на 2009 год — 17-18%. «Поднимутся в цене, прежде всего, те категории товаров, где велика составляющая импорта, например мясо, ведь доля импортного продукта составляет около одной трети. Удорожание произойдет в связи с изменением курсовой разницы, то есть цена будет расти в основном из-за слабеющего рубля. В январе рубль упал почти на 20% по отношению к доллару, и если падение будет продолжаться и дальше, импортные продукты будут дорожать, при том, что в мире есть тенденция к удешевлению продуктов питания (во второй половине 2008 года цены на основные биржевые продуктовые позиции, такие, как пшеница, упали более чем в 2 раза по сравнению с пиковыми значениями в 2008 году), поэтому долларовые цены в России точно расти не будут», — прогнозирует он. Елена Тюрина, директор Института аграрного маркетинга, рассказала BFM.ru, что с января 2008-го по январь 2009 года в среднем продукты питания подорожали на 20%. «Такой рост цен мы уже видим сегодня, так что вполне можно говорить о том, что за год цифры вырастут на 20% — это нормальный рост. Но, в первую очередь нужно говорить о повышении цен на импортное продовольствие. Цены на импортные продукты могут вырасти и больше, потому что их закупочная цена привязана к курсу доллара. Уровень цен на продукцию российских производителей будут приятнее потребителю. Складывается ситуация возможности импортозамещения, и я считаю, что наши производители должны воспользоваться этим моментом и увеличить свою долю рынка», — полагает она. Елена Тюрина прогнозирует, что птица по итогам года вырастет на 18-20%, по говядине темпы роста могут составить и до 30% из-за дефицита предложения. «Повышения цен стоит ожидать по овощам и фруктам, у нас в стране очень большой уровень зависимости от импорта — примерно 30-35%», — дополняет она. Павел Исаев, директор по корпоративным коммуникациям «Юнимилк», в интервью BFM.ru говорит, что он надеется на 20-процентный рост цен в своей отрасли. «Молоко — товар с нестабильным предложением, летом образуются излишки, которые раньше сушили, а теперь это делать сложнее, так как введен техрегламент. Поэтому теоретически можно ожидать осенью дефицита молока и связанного с этим скачка цен. С другой стороны, продуктовая корзина в целом дорожает быстрее молочной продукции, и это может простимулировать спрос», — заключает он. foto/www.newsland.ru Источник BFM.ru |