Московские поставщики комплексных обедов в докризисные времена жили неплохо, рынка хватало всем — столичные заведения общепита относительно немногочисленны и в большинстве своем недешевы. Вряд ли кто-то стал с тех пор меньше есть, но многие оказались не готовы платить за удобство и оперативность. По данным портала SuperJob.ru, в октябре 2005 года социальный пакет четверти работающих россиян содержал бесплатное питание, в ноябре 2007 этим могли похвастаться 23% работников, а в январе 2009 года — лишь 8%. Основной удар на себя приняли поставщики бизнес-ланчей, а предприятия с собственной столовой предпочитают повышать цены, сокращать ассортимент и экономить на качестве продуктов. Андрей Сабитов, директор компании «Ланч-Тайм», занимающейся доставкой обедов в офис и проведением банкетов и фуршетов, рассказал в интервью BFM.ru, что количество корпоративных клиентов существенно упало. «Я потерял около половины заказов, кто-то больше половины — в зависимости от объема. Сокращение идет в банковском, строительном секторе. Фирмы резко снизили количество заказов — может быть, сотрудников сократили, может — бюджет урезали». В целом по рынку падение составило 40%, а по частным клиентам — около 30%, — отмечает представитель другой компании, пожелавший сохранить анонимность. «Руководители организаций перестали платить за обеды, а людям уменьшили заработную плату, поэтому самим им платить за обеды не с руки. Если раньше фирма кушала в день, например, на 3 тысячи, то теперь стала тратить на еду 1,5 тысячи. Часть клиентов ушла совсем, часть урезала заказы». С этим мнением согласна и директор службы корпоративного питания «Комплекс-обед» Наталья Скоробогатова: «Из наших заказчиков ушли те, кому фирмы оплачивали обеды, кто не платил сам. А остались те, кто заказывает сам, и фирмы, у которых неплохие дела на данный момент». Она рассказала также, что снижение объемов рынка «выездной еды» на 30% затронуло как средний сегмент, обеспечивающий питанием офисных работников, так и нижний, более дешевый — ориентированный в первую очередь на строителей. Наиболее оптимистичное видение ситуации среди опрошенных BFM.ru участников рынка оказалось у директора компании «Обед.Ру» Диляры Аметовой. По ее словам, спад не такой большой, как можно было бы ожидать — процентов на 20. Аметова отмечает, что клиентура и структура заказов не изменились. В свою очередь, Андрей Сабитов и Наталья Скоробогатова наблюдают интересную тенденцию — в последнее время стали популярны более дорогие варианты бизнес-ланчей. «Люди хотят кушать качественные обеды, несмотря на ситуацию», — считает Скоробогатова. Похоже, за оставшихся клиентов компаний по доставке комплексных обедов в офисы можно не волноваться. foto/www.prodayslona.ru Источник bfm.ru |