Из-за дешевеющего рубля многие российские компании стали переписывать ценники из рублей в условные единицы. Первыми на это пошли некоторые строительные компании и автодилеры. Получилось так, что за сутки некоторые квартиры подорожали на 100 или даже больше тысяч рублей. Установили цены в долларах строительные компании Mirax-Group, "Капитал групп" и группа компаний ПИК. Кроме строительных компаний цены в у.е. назначили также и некоторые автодилеры. Например, Toyota и Mitsubishi привязали цены на свои автомобили к доллару. При этом, однако, в Mitsubishi цена рассчитывается по курсу Центробанка, а в Toyota установили фиксированный курс в 23 рубля. При этом компания выбирает сама, что она подразумевает под "условными единицами". Так в строительной группе компаний ПИК один у.е. - это среднее арифметическое между долларом и евро. Вынужденная мера Очевидно, что таким образом компании пытаются минимизировать потери от слабеющего рубля - по разным оценкам, за полгода он подешевел в среднем на 25%. Денис Соколов, руководитель отдела исследований "Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko", в интервью Би-би-си рассказал, что у строительных компаний есть две причины для того, чтобы устанавливать цены в валюте: вынужденная и спекулятивная. "Понятно, что если кредит брался в долларах, то нужно все операции приводить к одной валюте, соответственно, номинировать цены в долларах. Например, на рынке недвижимости Москвы арендные ставки на офисные площади все номинированы в долларах, потому что строительство ведется в долларах. Для того, чтобы иметь устойчивый бизнес, нужно все иметь в одной валюте. Это нормальная ситуация, когда курсы стабильны", - сказал Соколов. Если компания продолжает продавать квартиры в рублях, то она не сможет погасить кредит, говорит эксперт. "Это оправдано, и девелопер может на самом деле держать более низкие реальные цены продаж, потому что он лишается валютного риска, - говорит Соколов. - А если он оставит цены в рублях, то ему надо этот ценник сразу же задирать немножко, потому что ему надо сразу компенсировать свои риски. В итоге для конечного потребителя - пусть он не ощущает этого - это может быть даже более выгодно". И в рублях, и в валюте Осенью аналитики в один голос стали предсказывать падение цен на квартиры - приблизительно на треть. Цены действительно пошли вниз: даже несмотря на то, что объем предложения значительно снизился - компаниям просто не на что было заканчивать строительство, платежеспособный спрос упал еще сильнее. Покупатели заняли выжидательную позицию, однако последнему шагу строительных компаний они явно не обрадуются. Даже если, на первый взгляд, количество нулей в ценнике станет меньше, подчеркивает Денис Соколов. "Есть и вторая сторона. Даже те, у кого и кредиты рублевые, у кого нет таких серьезных обязательств, они тоже постараются, как и любая компания, выжать максимум при продажах. Им кажется, что если они будут переписывать ценники в доллары, то они смогут использовать этот психологический трюк. Как в магазинах: товар стоит 99 рублей 99 копеек. Понятно, что это 100 рублей, но первая реакция у человека, что это меньше 100 рублей", - объяснил эксперт. Однако такая практика идет в разрез с законодательством. Лидия Горшкова, руководитель банковской практики юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", говорит, что есть два закона: Закон о защите прав потребителей и Закон о рекламе - и по обоим устанавливать цены только в валюте нельзя. "Реклама должна обязательно содержать указание на стоимость товара в рублях. Это обязательное требование, - объяснила в интервью Би-би-си Лидия Горшкова. - С оговоркой, что дополнительно в случае необходимости стоимость может быть указана в другой валюте. Сумма в рублях должна быть обязательно написана на ценнике. Другое дело, что никто не лишает продавца возможности менять ценник на товар каждый день с учетом меняющегося курса, если у них идет такая привязка". Кроме некоторых строителей и автодилеров, переводить цены в доллары пока никто не стал. Однако если вспомнить опыт конца 90-х, то можно ждать новых ценников от производителей товаров класса люкс, операторов связи и туристических операторов. foto/www.kalitva.ru Источник news.bbc.co.uk |