Российский рынок добровольного медицинского страхования (ДМС) показывал стабильный рост несколько последних лет. В 2009 году данная тенденция сломается — в этом не сомневаются ни аналитики, ни сами страховщики. По оценкам экспертов рейтингового агентства «Эксперт РА», в текущем году объемы рынка ДМС сократятся примерно на 10% или на 7,5 млрд рублей — до 66,5 млрд рублей. По итогам 2008 года эксперты оценивают рынок в 74 млрд рублей (62,8 млрд в 2007 году). В РОСНО предполагают, что если рынок пойдет по оптимистичному варианту, снижение ДМС в 2009 не превысит 10-15%, при более пессимистичном развитии событий — до 30-40%. Такие данные привел директор центра методологии и контроля медицинского страхования РОСНО Николай Сова. «До 90 процентов в структуре ДМС страховых компаний занимают корпоративные программы. Более точную информацию компании не раскрывают», — говорит руководитель направление рейтингов «Эксперта РА» Алексей Янин. Объясняется это, по его словам, тем, что любой застрахованный клиент одновременно почти всегда является сотрудником какой-либо компании. Страховщикам же выгоднее сотрудничать с корпорацией: «Когда человек обращается как частное лицо, высок риск, что у него не все в порядке со здоровьем. Соответственно риск наступления страховых выплат выше. Кроме того, для больших коллективов есть статистика вероятности заболеваний, по которой легче рассчитывать страховой тариф», — рассуждает Янин. «Если на страхование принимается коллектив, происходит распределение риска, потому что работодатель не выбирает тех, кто часто болеет и ходит к врачам, или тех, кто принципиально избегает посещать лечебные учреждения. Соответственно кто-то будет часто обращаться за медицинской помощью по полису, а кто-то не обратиться ни разу — с учетом этого при корпоративном страховании применяется более низкий тариф, чем при индивидуальном», — поясняет главный специалист управления маркетинга «Ингосстраха» Надежда Платонова. Конечная стоимость полиса ДМС для частного лица рассчитывается по многочисленным параметрам (возраст, пол, количество и уровень услуг, включенных в страховку, уровень выбираемых поликлиник, наличие хронических заболеваний у клиента и т. д.). Однако в большинстве случаев оказывается, что тарифы на этот вид страхования для частных лиц близки к заградительным и начинаются от тысячи долларов в год. Для примера, комплексная программа ДМС в РОСНО (взрослый мужчина 35 лет без диабета; услуги: стоматолог, вызов врача на дом, амбулаторно-поликлиническое обслуживание в пределах МКАД, скорая медицинская помощь и одна экстренная госпитализация) обойдется примерно в 30 тысяч рублей. В РЕСО похожая страховка будут стоить от 30 до 80 тысяч рублей в зависимости от категории полиса. В СК «Русский мир» в одной из предложенных клиник — от 27 тысяч рублей, в СК «Макс» — от 20 до 50 тысяч рублей в зависимости от медицинского учреждения. Многие российские компании из-за финансового кризиса сокращают расходы на соцпакеты, в частности, отказываются от продления на 2009 год договоров на ДМС для своих сотрудников. В числе отказавшихся в основном небольшие частные компании, однако есть и крупные корпорации из разных секторов рынка: например, девелопер MIRAX Group, страховая компания «Росгосстрах» (по утверждению ее сотрудников), торговая сеть «Детский мир» за исключением ее московского офиса. «Пока, в целом, большинство компаний ориентированы на сохранение как таковой страховки ДМС для сотрудников», — считает Николай Сова из РОСНО. Компании предпочитают существенно скорректировать программу ДМС. «Это может быть и сокращение численности, и сокращение рисков, которые покрывает программа, и изменение категорий ЛПУ. Достаточно часто применяется сокращение объема покрываемых медицинских услуг внутри вида помощи, то есть по пролечиваемым заболеваниям и конкретным медицинским услугам», — полагает Николай Сова. Поддержать рынок ДМС в следующем году может двукратное увеличение налоговой льготы: до 6% от фонда оплаты труда могут быть отнесены на себестоимость и будут вычитаться из налогооблагаемой базы. «На ситуацию на рынке ведущие страховые компании отреагируют адаптацией программ и снижением их стоимости. Также существенно возрастет роль так называемого рационального подхода в оказании медицинской помощи при участии офисного врача, что ведет к снижению стоимости ДМС на 20%», — считает исполнительный вице-президент Группы «Ренессанс страхование» Сирма Готовац. Пока страховщики хотя и констатируют незначительный отток корпоративных клиентов, все же ориентируются на неутешительные прогнозы аналитиков на этот год. «Разгар кризиса еще только ожидается. Значительная часть страхователей может позволить себе перезаключение договора ДМС сотрудников на следующий год только на уровне величины бюджета 2008 года, без увеличения даже на уровень инфляции. Около 5-7% клиентов (в основном, организации с численностью сотрудников до 50 человек) отказываются от перезаключения договоров ДМС или переносят эту процедуру на конец первого квартала», — описала ситуацию директор Центра медицинского страхования СК «Русский мир» Юлия Лаврова. По итогам ноября-декабря, по ее словам, было перезаключено 95% уже существующих договоров ДМС. В «Ингосстрахе» ждут уменьшения численности действующих договоров в среднем на 10–15%. «Имеющаяся на сегодня статистика отказов примерно соответствует таким показателям», — приводит данные маркетолог страховщика Надежда Платонова. «Что касается корпоративных клиентов по ДМС, то ведущие банки и корпорации, тратящие немалые средства на соцпакет для сотрудников, пока не отказались от приобретения программ по ДМС — сейчас мы массово пролонгируем договоры о сотрудничестве на 2009 год», — добавляет генеральный директор СК «Макс» Надежда Мартьянова. В московских клиниках, работающих с корпоративными клиентами, сокращения рынка пока вообще не заметили. В частности, в Поликлинике № 2 Управления делами Президента заявили, что за последние несколько месяцев клиентов меньше не стало. «Пока количество корпоративных клиентов не уменьшается. Наоборот, их стало больше. И раньше бывало, что клиенты отказываются от договоров с нами, но пока таких случаев больше не стало», — говорят и в медцентре «Он Клиник». Однако оценить, как дальше кризис будет влиять на отношения с клиентами, в медцентре не взялись. Наталья Ищенко foto/www.polis-dms.ru Источник bfm.ru |